Будущее казахстанского факторинга во многом зависит от государственных мер по поддержке рынка и его участников - Ж.Есентугелов

Были рассмотрены тренды казахстанского рынка факторинга и сделан акцент на том, от чего именно принципиально зависит развитие отечественного отраслевого рынка. «Будущее казахстанского факторинга во многом зависит от государственных мер по поддержанию рынка и его участников», - сказал председатель правления «Первой факторинговой компании» Жомарт Есентугелов.
С ним согласна и генеральный директор «Русской факторинговой компании» Елена Гладких. «В России в 2009 году был запущен проект государственного финансирования факторинговых компаний для поддержки малого и среднего предпринимательства. Наша компания, кстати, стала первым фактором, получившим кредит в рамках этой программы», - сказала она.
В России факторинг существует уже десять лет, и сегодня участники рынка работают над расширением ассортимента, повышением качества сервиса и популяризации его услуг. По итогам 1-го полугодия 2010 года оборот российского рынка факторинга достиг 6,1 млрд. долларов. Совокупный факторинговый портфель на 1 июля т.г. составил около 165 млн. долларов. Факторинговые компании профинансировали товарооборот клиентов на сумму свыше 4,4 млрд. долларов.
В Казахстане потенциальный оборот отрасли составляет 1%, то есть 150 млрд. тенге, или 1 млрд. долларов. Сегодня казахстанский рынок на стадии формирования. Оборот рынка за 2009 год специалисты оценивают в 1,5% от ВВП страны. Сегодня наши факторы развивают бизнес на свой страх и риск . По мнению экспертов, Казахстан вполне может пойти путем официальной поддержки факторинга со стороны государства. «Лучший вариант - схема, при которой фонд «Даму» смог бы напрямую выделять факторинговым компаниям средства. И фонд мог бы мониторить нашу деятельность, поскольку в отличие от ломбардов и микрокредитных организаций мы работаем прозрачно: все свои сделки проводим безналичным путем», - отметил Ж.Есентугелов.
Сегодня факторинг - самый быстроразвивающийся сегмент финансового рынка, и это говорит о том, что он мог бы серьезно способствовать развитию экономики страны, в частности, через развитие малого и среднего бизнеса.
В Казахстане до недавнего времени факторинг не был популярен как инструмент финансирования из-за излишней закредитованности экономики банками. За время кризиса финансовое поле страны преобразилось, поскольку банки пока не могут кредитовать экономику в требуемом объеме. Тем самым появился шанс появления новых источников финансирования предприятий.
Как показывает мировой опыт, обеспечением предприятий быстрым и коротким оборотным капиталом как раз занимается факторинг. В Казахстане, наряду с банками, которые не очень охотно оказывают факторинговые услуги, поскольку есть собственные банковские продукты, уже появились первые специализированные факторинговые компании. Их клиентами стали субъекты МСБ, имеющие стабильные дебиторские платежи, заинтересованные в срочном финансировании своих кассовых разрывов.
Однако потенциал факторинга пока используется не полностью. Существуют две основные проблемы, мешающие развитию факторинга в Казахстане. Первая заключается в слабой осведомленности бизнеса о возможностях факторинга, вторая, как отмечалось, - в отсутствии господдержки. Обе проблемы взаимосвязаны. Чтобы бизнес, особенно в регионах, больше знал о факторинге, необходимо открывать региональные представительства, проводить разъяснительную работу. Все это требует дополнительных средств, которых у развивающихся субъектов факторинга просто нет.
Как указали участники встречи, большим стимулом для развития факторинга как в России, так и в Казахстане является отсутствие регулирования со стороны финансового регулятора. Из-за того, что факторинговые компании, в отличие от банков, не должны выполнять нормативы по достаточности капитала, у них есть хорошие возможности финансировать оборотные средства, спрос на которые со стороны реального сектора очень большой.
Выгода факторинга при правильном использовании для МСБ очевидна - компания тратит полученные средства на закуп новых товаров или сырья, за счет чего может значительно нарастить объемы продаж готовой продукции, при этом его покупатели будут получать желаемую отсрочку платежа. Одновременно, при заинтересованности клиента, факторинговая компания может принять на себя риски неоплаты поставки со стороны дебитора, т.е. фактически застраховать клиента от финансовых потерь. Банковский кредит такой возможности МСБ не даст.
В целом, развитие факторинга во многом будет способствовать снижению зависимости МСБ от банковского кредитования. А также усилению конкуренции в финансовом секторе, что благоприятно скажется на качестве его развития, отметили эксперты.