Будьте самими собой, и аудитория найдет вас - казахстанский режиссер Алиби Мукушев о нюансах профессии
- Алиби, с чего начинается профессия режиссера?
- В первую очередь, с желания стать режиссером. С самой идеи. У многих людей, с которыми я общался, был период, когда они желали стать режиссером либо актером. В этой профессии есть некий детский азарт, желание что-то создать. Без этого желания что-то создать наша жизнь становится бессмысленной. И каждый из нас хотел бы стать либо режиссером, либо писателем, автором чего-то.
- Как правильно подобрать съемочную команду и актерский состав? Насколько я понимаю, именно хорошая команда является залогом успеха в столь творческом и масштабном процессе.
- Большую роль здесь играет опыт. К примеру, у меня будет дебют в полнометражном кинематографе, но за ним стоит большая история протяженностью в шесть лет, начиная от самых первых короткометражек. Мы с друзьями работали за идею, за азарт самого процесса съемок. Со мной оставались люди, которые видели в этом нечто большее, нежели просто творческий азарт. Союзники по творчеству приходят и уходят, и это вполне нормально. Не стоит на это обижаться. Самое главное – это само творчество и конечный результат в виде кино. Один кинокритик сказал Брэду Питту, что тот «вышел в тираж», то есть больше непопулярен. «Но ты не расстраивайся», - сказал кинокритик актеру. – «Пройдут года, не станет тебя и меня. Но кто-то включит фильм с твоим участием и на какое-то мгновение ты снова окажешься со зрителем». Наверное, для этого и стоит снимать кино. Во время съемок фильма у меня несколько раз менялась команда. С каждыми из них мы были за одну творческую идею, но в силу жизненных обстоятельств и творческих разногласий мы расходились. И я вновь находил новую команду. Но это неважно, потому что их частичка оставалась в прекрасном.
- Вы затронули тему опыта. Насколько в этом деле созвучны опыт и возраст? Какой возраст оптимален для начала занятия режиссерской деятельностью? Или это не имеет значения?
- Скажу так: когда я поступал в КазНУИ (Шабыт), мой мастер спросил меня о моем возрасте – тогда мне было 16 лет. И он порекомендовал мне прийти через годик-другой, так как я, по его мнению, был еще слишком молодым для этого. Вопреки его рекомендациям, я поступил именно в тот год. Причем, он же меня и принял. Он увидел, что я начитанный, что у меня есть жизненный опыт, который даже превосходил его ожидания, учитывая мой возраст. К чему я это говорю – в любом деле смотреть на цифры не стоит. Есть люди, которые к своим 15-16 годам пережили такой ужас и приобрели такой жизненный опыт, что им однозначно есть, о чем поведать зрителю. А есть такие, у которых и в 30-40 лет все идет, «как по маслу», и они мало, что извлекли из жизни. Если ты чувствуешь, что тебе, что сказать зрителю – тогда вперед, иди твори, снимай. Я за то, чтобы зрителю было, что выслушать через призму кино, но я против вторичности. Если ты пришел в профессию только просто потому, что ты любишь кино, это здорово, я с этого тоже начинал. Но этого мало. Вместе с тем, из-за этого не нужно останавливаться, нет. Возможно, в процессе, ты действительно придумаешь что-то свое.
- Продолжая тему вторичности, не могу не упомянуть плагиат либо повторение идей в других формах. Эта грань очень тонкая, как именно отличить настоящую свою идею от того, что уже когда-то было? Как отделить зерна от плевел?
- Вопрос плагиата я, наверное, оставлю юристам, и надеюсь, мне такие вопросы никогда задавать не будут (улыбается - прим. редактора). Но лично у меня, когда я что-то пишу, идея приходит из подсознания. Многие художники в древности, прежде чем создать что-то свое, были подмастерьями, перерисовывая великие картины. Это естественно – к примеру, Сальвадор Дали также перерисовывал натюрморты, а потом ушел в свой стиль. Историей все придумано до нас. Сама история драматургии статична. Заложенные еще в Древней Греции основы драматургии актуальны до сих пор. Фактически в любой истории точки синхронизации присутствуют еще с античных времен. Темы одни и те же, но форма облечения истории всегда находится в динамике, она развивается.
- Насколько важно профильное образование в профессии режиссера? Может ли самоучка стать режиссером?
- В целом, здесь вопрос образования не стоит. Я не люблю людей, которые говорят, что образование вообще не нужно и я всего добьюсь сам. Может, у них и получится, бывают такие случаи. Но здесь присутствует статистическая ошибка. То есть, мы обращаем внимание на удачные случаи, но игнорируем ряд неудачных примеров. Многие приводят в пример Квентина Тарантино, но это единичный случай. А много ли людей, которые не поступили во ВГИК или Шабыт и где они сейчас? Лично мне в этом плане повезло, и дело не в образовательной системе. Происходившие во время учебы и съемок короткометражных лент события дали мне большой жизненный опыт, проверяя меня на выдержку. Благодаря этому, придя к своему дебюту в полнометражном кино, я был полностью к этому готов и спокоен. Университет может помочь создать среду, которая в первую очередь научит тебя жизненным урокам. В нашей профессии очень важен характер, жизненные уроки, некое внутреннее понимание других людей. В нашей профессии важно быть взрослым внутренне. И университет может этот дать.
- Считается, что для качественного кино нужен соответствующий бюджет. Можно ли снять хороший фильм без денег? Как ищут спонсоров для съемок?
- Для качественного фильма нужны хорошие люди, профессионалы. Это и режиссеры-постановщики, и продюсеры, и профессиональные актеры, для которых роль – это не только набор текста, который нужно выучить и проговорить в кадре, а что-то гораздо глубже. Актеры помогают режиссеру донести до зрителя то, что он хочет. Очень важна работа операторов-постановщиков, художников-постановщиков, ассистентов и художников по костюмам. Вот, что нужно для качественного фильма. С нулевым бюджетом я снимал фильмы. Качественное кино можно снять и с бюджетом, и без него. Но сделать так, чтобы зритель посмотрел его – это совсем другое. Здесь нужны продюсеры и бюджет. Бесплатно твой фильм никто просто так не покажет. Что касается поисков бюджета – есть зарубежные «пичинги», есть государственное финансирование, есть люди, заинтересованные в развитии культуры и кинематографа Казахстана. Все, что нужно – это творить, и не бояться показываться свое творчество. Многие мои друзья стеснялись показывать психологически, видимо, боясь критики.
- А как Вы относитесь к критике?
- Никогда ее не боялся, потому что понимал – если я не выложу свой фильм или не буду его продвигать, это будет неуважительно к съемочной группе, к людям, которые вложились в это кино. Это обесценивание их труда. И к моим друзьям, которые боялись выкладывать свои фильмы, все время обращались члены съемочной команды с вопросом: когда выйдет фильм? Где его покажут? Почему мы о нем не слышим? По меньшей мере, это эгоистично. Одно дело, когда ты нарисовал картину и не хочешь ее показывать. Решение твое. Но и тут вопрос – насколько ты уважаешь свой труд и свое время? Это отличная возможность услышать критику, сделать выводы, извлечь уроки и улучшить свое творение.
- Какие качества нужны для того, чтобы стать режиссером?
- Терпение, самоотверженность, умение доходить до конца, честность перед самим собой и перед зрителем. Разумеется, креативность. Основополагающая черта любого кинематографиста – это умение идти до конца, не смотря ни на что, и вопреки всему. Если ты за что-то поручился, ты должен дойти до самого конца. Вообще, режиссер должен уметь делать все. Я никогда не был режиссером, который сидел в палатке с мегафоном, попивая кофе и что-либо указывая. Я начинал со своими друзьями и был бок о бок с ними. Никогда не чурался побыть ассистентом художника-постановщика, поднять какие-то тяжелые вещи, взять операторскую технику с его разрешения. Это нормально.
- Режиссер – это больше профессия труда или таланта? Назовите правильную пропорцию этих качеств для достижения успеха. Может ли бесталанный человек стать режиссер, если будет упорно трудиться?
- Может. Но он станет неталантливым режиссером (смеется). Сейчас у нас на каждое кино есть своя зрительская аудитория. Причем, на развлекательные, так называемые «попкорновые» фильмы она очень широкая. И ими занимаются режиссеры, вкладывая туда свой труд, работая. А есть авторское кино. Ничего нельзя возводить в абсолют. Гораздо большая трагедия, если человек очень талантлив, но ленив, либо слишком закрыт от людей, которые хотят ему помочь. Шансов стать успешным гораздо больше у трудолюбивых людей, вне зависимости от наличия таланта. Если человек будет трудиться, рано или поздно он все-равно чего-то достигнет. Чтобы создать кино, недостаточно трудиться в одиночку. Кино – это совокупность всех 9 муз, как говорил Витторио Стораро. И режиссеру нужно все это соединить воедино.
- Давайте, немного поговорим об аудитории. У каждого режиссера есть некая идея, но что делать для того, чтобы она стала популярной, как привлечь зрителя?
- Будь самим собой, и твоя аудитория сама найдет тебя, это правда. К примеру, скоро выйдет фильм Уэса Андерсона «Город астероидов». У него есть свой стиль. Сказано не в критику, но каждый его фильм похож на предыдущий и на следующий. Но благодаря этому, он нашел свою аудиторию. И продюсеры, которые вкладываются в его фильмы уверены, что эта аудитория обязательно придет посмотреть это кино. Я придерживаюсь немного другого пути. Я вырос на мультикультурном кино, я всегда экспериментирую и чередую. Меняя не только жанры, формы и содержание, но и направления. Предыдущая моя работа была анимационным кино, жанр – постапокалипсис. До этого была мелодрама и покадровая анимация. А самым моим первым фильмом была антиутопия и фантастика. И следующий свой фильм я думаю сделать в совершенно другом жанре. Я бы не хотел, чтоб мой фильм был похожим на мои предыдущие картины.
- Спасибо за беседу!