Баянаульские балбалы — свидетельство древнетюркской истории
На Баянаульской земле часто можно встретить памятники древнетюркского мира — балбалы. Наследие из камня, расположенное в горной местности, означает, что в древние времена наш народ обладал уникальной этнокультурой, передает корреспондент агентства Kazinform.
Несколько лет назад бывший аким Баянаульского района Корабай Шакиров и местный краевед Алтынбек Курманов, проявив инициативу, сфотографировали и измерили всех балбалов по региону. После этого баянаульские братья-мастера изготовили копии исторических памятников и выставили в районном центре.
Сегодня эти копии находятся в сквере в центре Баянаула, на них установлены таблички с указанием местонахождения оригинала.
Первым исследователем балбалов Казахстана был Алкей Маргулан. В своей книге «Древние свидетели культуры» ученый–академик описывает балбалы как религиозно-традиционный комплекс древних тюрков.
— Этот комплекс состоит из специального мавзолея, кургана, постамента, плиты, стеллы, а также из самих балбалов (их количество 10-600). Большинство таких комплексов возводилось в честь правителей или представителей сословий: каганов, тегинов, тарханов, тудунов. Простой народ тоже делал балбалы. В этих комплексах проводились такие обычаи, как траур, тризна, жоктау, — говорится в труде.
В районе Баянаула Алькей Маргулан насчитал около 50 балбалтасов.
— В этом районе на территории Куркелинского, Кызылтауского, Торайгырского, Каратомарского сельских округов часто встречаются балбалы. К сожалению, многие из них в свое время были разграблены и разбиты советскими археологами и увезены в музеи. Сохранилось незначительное количество, и то не в лучшем состоянии. Разбросаны повсюду и лежат незаметно. Некоторые из них ломает скот. Мы решили, что лучше не трогать их и сделать копии. Убедились, что это было правильным решением, — говорит Алтынбек Курманов, лучший краевед страны, отличник туризма РК, обладатель первой премии «Елім-ай».
Балбалы в Баянауле датируются примерно VI–VIII веками. Несколько лет назад Алтынбек ага специально посетил некоторые исторические памятники, где принял участие в возведении надгробий.
Одни из них — камень «Таинственная девушка» и «Пещера Святого Кулана» в Кызылтау, история которых до сих пор остается для ученых секретом.
— В древнетюркские времена балбалы ставили как символ уважения к духам предков. Когда народ кочевал, делали жертвоприношения, чтобы духи предков оберегали всех. То есть некоторые места были похожи на храмы тенгрианской веры. Известный мыслитель и оратор Иоллык тегин, когда установил памятник отцу Билге кагану, написал: «Установил балбык (балбал) своему отцу кагану». То есть балбал — это скульптура человека, вырезанная из камня, часто возводимая на могиле. Балбалы вождей и жрецов были особенными. В детстве часто встречал балбалы в местностях Калмаккырган, Куркели. Как я уже говорил, многие из них были разграблены. Одна неприятность, свидетелем которой я стал, заключалась в том, что во время моего пребывания в Омском краеведческом музее в России я встретил балбалтасы, которые видел в Баянауле. В какие-то годы их увезли ученые соседней страны. Известно, что при советской власти искусственно разрушали нашу историю. Были высказаны мнения, что у тюркских народов не было никакой цивилизации, — сетует краевед.
Алтынбек Жуматович считает, что местные власти проявляют бездействие в защите исторических памятников Баянаула. Например, в местности, где расположена зона отдыха Жасыбай, находятся памятники древних сакских времен и кладбища погибших в казахско-джунгарской войне XVII–XVIII веков. Эти территории в те годы были указаны в официальных документах как особо охраняемые земли.
Однако из-за смены руководства Баянаульского национального парка и районов вопрос о взятии под охрану исторических памятников был забыт. В результате памятники, рассказывающие нашу историю, в последующие годы были разрушены и на их местах были построены дома отдыха «Кен дала», «Золотые пески».
Краевед также выразил недовольство расположением копий балбалов в районном центре.
— До этого балбалтасы стояли на площади Государственного флага, на видном, возвышенном месте. Позже перенесли в центр сквера, где обычно играют дети. Я хочу, чтобы власти Баянаула обратили на это внимание, — сказал краевед.