Банкиры увели с карт россиян миллиард
Оценка производилась экспертами компании на основе данных о потерях кредитно-финансовых организаций (в том числе публичных), информации от экспертов - представителей бизнеса, независимых экспертов сообщества по противодействию мошенничеству, аналитических материалов платежных систем и отчетности регуляторов.
Как отметили аналитики "Инфосистемы Джет", далеко не во всех банках информация, которой владеют сотрудники, ограничена только той, что нужна им для работы. Зачастую им становятся известны и слабые места системы безопасности, пишет Утро.ру .
Рост преступлений с банковскими картами клиентов специалисты компании, как ни странно, связывают с кризисом: у кредитных организаций отзывают лицензии, многие из них сокращают персонал, сокращают зарплаты, в результате, сотрудники теряют уверенность в завтрашнем дне и осознанно идут на различные нарушения, пытаясь урвать хоть сколько-то денег.
Одним из весьма распространенных видов мошенничества с "пластиком" является создание и передача третьим лицам логинов и паролей для входа в интернет-банк, в личные кабинеты клиентов. Только в результате подобных действий с карт клиентов за десять месяцев исчезло 442,8 млн рублей. Кроме того, сотрудники банков выпускают дополнительные карты, привязанные к клиентским счетам.
Основная доля из 1 млрд, которого недосчитались на своих карточных счетах клиенты банков, это результат умышленных преступлений сотрудников финансовых организаций. Аналитики "Инфосистемы Джет" пояснили, что в кризис склонить менеджеров к сотрудничеству становится гораздо проще - цена на информацию растет, увеличивается и число желающих заработать на ее продаже.
Причем нередко в самих банках о преступлениях своих сотрудников узнают через 12 - 14 месяцев после увода средств с карт клиентов. И, как подчеркнули аналитики, чем больше банк, тем более высока вероятность подобных инцидентов.
"Есть несколько базовых сценариев: а) списания небольшими суммами - лишь немногие клиенты точно знают остатки по счетам и то, какие операции проводили; б) кредиты на клиентов банка - при этом клиенты некоторое время остаются в неведении, что на их имя получен кредит; в) выпуск кредитной карты г) списания с невостребованных счетов (в том числе умерших клиентов)", - рассказал руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов.
Эксперты сообщили, что банки, конечно, принимают меры, и их затраты на борьбу с внутренним мошенничеством уже достигают нескольких десятков миллионов рублей в год. При этом они стараются не выносить сор из избы, но во время кризиса проблема обостряется и становится достоянием гласности, отмечают аналитики.
Но денег на картах клиенты лишаются не только по злому умыслу, но и вследствие ошибок банковского персонала. И в кризис, как считают эксперты рынка, риск этот растет - люди нервничают, боясь потерять работу и доход. В результате списания с карт могут быть произведены дважды, а то и трижды, деньги переводятся не на те счета. В связи с этим специалисты призывают клиентов тщательнее проверять правильность реквизитов в платежках. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС