70 лет казахстанской дипломатии: имена и история, становление и достижения

None
None
ТАШКЕНТ. КАЗИНФОРМ - 13 апреля исполнилось 70 лет образованию предшественника внешнеполитического ведомства независимого Казахстана – Народного комиссариата иностранных дел Казахской ССР. В этой связи один из кадровых дипломатов, советник Посольства РК в Узбекистане Наурыз Айдаров поделился с корреспондентом Казинформа историей становления казахстанской дипломатии, в том числе рассказал об основоположниках этой важной сферы в жизни государства.

Казахстанская дипломатия всегда «держит в уме» 13 апреля 1944 года, когда было образовано в рамках советского МИДа казахстанское внешнеполитическое ведомство. Можно уверенно говорить, что без той пятидесятилетней истории МИДа Казахской ССР невозможно говорить о сегодняшнем дне казахстанской дипломатической службы. Тем более, если эти советские годы предоставили нам возможность работать на заре казахстанской независимости с Маликом Сабировичем Фазыловым, Михаилом Ивановичем Исиналиевым, Салимом Алмагамбетовичем Курмангожиным, Тлеутаем Скаковичем Сулейменовым, Касымжомартом Кемелевичем Токаевым, Вячеславом Хаменовичем Гизатовым, Ерланом Абильфаизовичем Идрисовым, Алмазом Насреддиновичем Хамзаевым, Нурланом Жумагалиевичем Даненовым, Болатом Кабдылхамитовичем Нургалиевым, Ержаном Хозеевичем Казыхановым, Аскаром Ахметовичем Мусиновым и другими.

Опыт, обретенный в Министерстве иностранных дел СССР, оцениваемом в свое время как один из ведущих в мире внешнеполитических ведомств, во многом способствовал тому, что дипломатия независимого Казахстана «без пауз» начала строить и наводить мосты международного сотрудничества и партнерства. Их школа позволила многим молодым дипломатам получить ускоренные уроки дипломатической переписки, освоить правила письма и стилистики в аналитических записках, научила принципам налаживания необходимых и полезных контактов, учиться на ходу изысканному протоколу и дипломатическому этикету и многому другому, без чего немыслима интересная и серьезная наша работа - профессия дипломата.

История министерства неразрывно связана с именем Тулегена Тажибаева - первого наркома иностранных дел Казахстана и одновременно заместителя председателя Совмина республики. Под его руководством принимались первые решения, первые документы вновь образованного наркомата, заложившие основу его деятельности на десятилетия вперед. Т.Тажибаев был видным ученым, профессором, являлся ректором Казахского государственного университета. Наркомат иностранных дел он возглавлял, имея солидный опыт партийно-государственной работы. Позже он долгое время работал в качестве советника - посланника в Посольстве СССР в Индии. Полагаю, что архиву МИДа можно было бы обратиться к семье первого наркома иностранных дел, где еще хранятся множество живых свидетельств его дипломатической практики: почетные награды, фотографии, книги о дипломатии с дарственными надписями известных авторов и другие.

Свою лепту в повышение авторитета республиканского внешнеполитического ведомства внесла и Балжан Бультрикова. Она стала первой женщиной - министром иностранных дел республики. Б. Бультрикова была незаурядным государственным деятелем. До назначения на этот пост она руководила двумя министерствами - социального обеспечения и просвещения. Обязанности министра иностранных дел она так же, как и Т.Тажибаев, совмещала с функциями зампреда казахстанского правительства.

Важно отметить, что Тулеген Тажибаев и Балжан Бультрикова были первыми казахстанскими дипломатами, принимавшими в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века участие в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН и даже выступавшими с авторитетной трибуны Организации.

Заметной вехой в истории казахстанского МИДа в середине семидесятых стала работа Малика Фазылова. Во многом благодаря его профессионализму и настойчивости существенно изменился статус МИДа, повысилась его роль как самостоятельного учреждения - до той поры МИД в буквальном смысле был структурным подразделением аппарата Совета Министров республики и занимал два небольших кабинета в Доме правительства. Малик Сабирович добился для казахстанского МИДа отдельного здания. Это был небольшой особняк - памятник архитектуры 19-го века, который располагался на одной из улиц нижней части города Алматы, а затем, благодаря проявленной твердости министра, ведомство было перенесено на улицу Мира, 167 и, после основательной и серьезной реставрации, здание приобрело тот вид, который знаком нашим дипломатам. Тогда МИДу принадлежал один особняк. Соседний удалось приобрести позднее, что позволило вывести людей из цокольного этажа, а проще говоря, из подвала, и разместить их в более удобных кабинетах.

М.Фазылов понимал, что для успешного решения стоящих перед МИДом задач, необходимо было создание полноценных подразделений, каждое из которых должно было сосредоточиться на конкретном участке работы. На базе протокольно-консульского отдела, из которого впрочем и состоял казахстанский МИД того времени, было создано два самостоятельных отдела - протокольный и консульский. Время подтвердило правильность этой меры. При М.Фазылове к работе в МИД начали привлекаться профессиональные дипломаты, работавшие за рубежом, владеющие иностранными языками. Это, а также высокая требовательность министра ко всем сотрудникам, незамедлительно сказалось положительно на эффективности и качестве работы небольшого аппарата министерства. Малик Сабирович Фазылов – дипломат-история, дипломат-фигура, в советское время он был единственным казахом - Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР, проработав в этой должности в общей сложности 14 лет - в Республике Мали и в Королевстве Марокко. Затем, после выхода в отставку, он продолжал до последних дней работать в новом для себя качестве - советником в МИДе независимого Казахстана. На одном из домов в центре Алматы сегодня установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь проживал видный общественный деятель республики, видный казахстанский дипломат.

Казахстанский МИД вставал на ноги, рос, накапливая опыт. Повышался уровень задач, которые ему предстояло решать, поднималась планка требований, которые к нему предъявлялись. Руководство республики тогда, как впрочем, и сейчас, строго взыскивало за просчеты и промахи.

Безусловно, радовало и обнадеживало, что у МИДа появляется имя, что ведомство становится таким же необходимым институтом власти, как иные отраслевые министерства и ведомства. К тому времени республика еще не имела прямого внешнеполитического и внешнеэкономического выхода в мировое сообщество, но на МИД уже возлагались определенные внешнеполитические функции - министерство участвовало в разработке мероприятий по приему в Казахстане партийных, государственных, правительственных и парламентских делегаций иностранных государств, глав и других сотрудников высокого ранга иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в СССР, зарубежных журналистов, представлявших серьезные информационные агентства и издания.

Ознакомление высоких гостей с современной казахстанской действительностью играло немаловажную роль в пропаганде достижений нашей республики в различных сферах, идей мирного сосуществования, укрепления доверия и дружбы между народами. В практике информационно-пропагандистской работы МИДа Казахстана было постоянное информирование советских посольств и иных представительств СССР за рубежом о жизни республики, а в персональной переписке с казахстанскими дипломатами МИД держал их в курсе всех событий, происходящих в КазССР. Это служило дополнительным материалом при проведении работы с зарубежной общественностью.

Увеличивался объем консульской работы. Тогда уже рассматривались тысячи дел, связанных с приемом в советское гражданство, истребованием и легализацией документов, паспортно-визовыми вопросами и другие. Но, вне всякого сомнения, время и объем внешнеполитической работы требовали профессионалов. Штат и материальная база министерства уже не соответствовали задачам, которые в большом объеме вставали перед казахстанской дипломатией. К двум имевшимся функциональным отделам добавили третий - печати и информации. В этих отделах работали вместе с заведующими 7 человек, из которых к квалифицированным дипломатам можно было отнести не более двух-трех.

Соответственно, из-за малочисленности штата и отсутствия вакансий дипломаты, приезжающие из-за рубежа по истечении срока загранкомандировки, а также казахстанцы - выпускники МГИМО не могли трудоустроиться в МИД, и были вынуждены работать не по специальности. Наших дипломатов тогда, как, наверное, и сегодня, не смущали низкая зарплата. К слову, тогда сотрудники МИДа Казахстана не получали надбавок за знание языка или дипломатический ранг, не было и перспектив на получение жилья. При этом практически был перекрыт канал профессионального роста - наши дипломаты не имели возможности выезжать в загранкомандировки и дипломатические стажировки в дипломатические центры мира.

В это время к руководству казахстанским МИДом и пришел Михаил Иванович Исиналиев. И вот как он сам вспоминает то время. «Я пришел в забытое Богом и начальством ведомство и сделал все возможное, чтобы вдохнуть в него жизнь. Тогда все важные назначения решались в Москве. Поэтому став министром, я, прежде всего, поднял вопрос о подготовке дипломатических кадров для республики. Дело, сами понимаете, непростое, но МИД СССР пошел навстречу. Удалось выбить дополнительные места в Дипломатическую академию, причем направляли напрямую, а не как раньше - через партийные органы. До этого из Казахстана почти не отправляли в загранкомандировки, на стажировки. Мы и здесь добились своего. У казахстанских дипломатов в Алма-Ате была ограниченная зарплата, на них не распространились установленные для союзных дипломатов льготы за ранги, знание иностранных языков и на экипировку. Это в свою очередь снижало стимулы для привлечения и закрепления квалифицированных кадров в МИД республики». Именно благодаря своим стараниям и настойчивости Михаил Иванович добился распространения льгот на республиканский МИД, также дипломаты из Казахстана получили прекрасную возможность повышать свою квалификацию в советских посольствах в Индии, Йемене, Лаосе, Афганистане, Вьетнаме, Ираке, стажироваться в Германии, Китае, Болгарии, Сирии и др.

М. Исиналиев - наш аксакал и дорогой Маке, требовательный учитель и мудрый наставник. Его профессионализм, великолепное знание тонкостей дипломатии, большой жизненный опыт явились определительной профессиональной планкой, по крайней мере, для меня, каким должен быть человек на государственной службе, и нравственной меркой - какими материями руководствоваться дипломату в его серьезной и ответственной службе. Михаил Иванович был и остается добрейшей души человеком, высокопрофессиональным дипломатом, с высокими понятиями о чести дипломата, о казахстанском патриотизме, он - Дипломат с большой буквы. Пусть в его богатой биографии не было продолжительных загранкомандировок, не был он и в высокой должности Чрезвычайного и Полномочного Посла, тем не менее, это обстоятельство никак не умаляет его достоинств.

Прошло семь десятилетий, как был создан Наркомат иностранных дел (министерство) Казахской ССР. Оглядываясь на пройденный путь, прежде всего, безусловно, вспоминаешь о людях, которые в разные годы здесь работали, о тех, кто стоял у истоков формирования внешних связей молодой независимой республики, в разные годы определял лицо и характер деятельности казахстанского МИДа и сегодня уверенно и твердо отстаивают интересы Республики Казахстан на международной арене. Их имена хорошо всем известны, а дела - знают далеко за пределами нашей Родины.

Сейчас читают