405 лет назад на Иртыше стали ходить первые суда

None
None
ПАВЛОДАР. КАЗИНФОРМ - На территории нынешней Павлодарской области Иртыш и его берега в XVIII веке изучали экспедиции учёных с мировым именем Герхарда Миллера, Петера Палласа, в XIX-XX веках - Александра Гумбольдта и Альфреда Брема, Петра Семёнова-Тян-Шанского, Григория Потанина, Чокана Валиханова, Джорджа Кеннана и других, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».

«Иртыш - это могучий водный поток длиной в 4 248 км. Площадь Обь-Иртышского бассейна составляет два миллиона 290 тысяч квадратных километров, четвёртое место в мире, - рассказал павлодарский историк-краевед Эрнест Соколкин. - Речная же площадь бассейна Иртыша - один миллион 643 тысячи квадратных километров, больше площади бассейна Волги. Только четыре реки мира: Миссисипи, Миссури, Амазонка и Нил - могут конкурировать с Иртышом по длине и по площади сбора воды».

Река Иртыш берёт своё начало в горах Монгольского Алтая на территории Китая под названием Чёрный Иртыш, говорит Э. Соколкин. В Китае он называется Эрцисыхэ. Название реки Иртыш в русской транскрипции трансформировалось из тюркского (казахского) слова «Ертис», а это в свою очередь - из монгольского слова «Эрцыс» (в переводе на русский язык - «землерой»). Когда-то люди верно подметили особенности этой реки подмывать берега, рыть землю волной, течением и таким образом менять русло. По территории Омской и Тюменской областей России Иртыш течёт через лесостепи и сибирскую тайгу. Там течение реки спокойнее, чем в верховьях и в среднем течении.

«В Иртыш впадает 84 больших и малых притока, наиболее крупных из них - 20. Это Кальжир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, Кызылсу, Чар, Чаган (Шаган), Усолка, Омь, Тара, Камышловка, Вагай, Конда, Ишим (Есиль), Уй, Шиш, Оша, Тобол (Табыл), - перечисляет рассказчик. - Характерная особенность заключается в том, что большинство притоков находится в верхнем и нижнем течении Иртыша. В среднем же течении Иртыш не принимает сколь значительных притоков, кроме маловодной степной речушки Усолка в районе Павлодара, питающейся подземными водами».

Источники пишут, что Иртыш с древнейших времён обживался человеком, племенами разных эпох, и название реки тогда было другое. До появления на Иртыше монголов река называлась Гамеш, это хорошо видно на картах арабских путешественников (Ал-Идриси), которые в десятом веке отметили на карте государство кимаков и город Имакия (на казахском - Кимакия). Он был известен как ранний средневековый азиатский укреплённый город с каганской крепостью, монетным двором, базарами и храмами. Кимакия как летняя резиденция правителя вместе с другим городом Хакан-Кимакией располагались на Иртыше, недалеко от места расположения современного Павлодара. В девятом-тринадцатом веках нашей эры на среднем Иртыше находились укрепления и кочевья не только кимаков, но и найманов. В нижнем течении Иртыша в основном жили охотничьи сибирские племена остяков и вогулов, позднее - сибирских татар и русских охотников.

«В послемонгольский период на Иртыше жили племена сибирского хана Кучума, казахские племена Среднего жуза и джунгары, которые в течение шестнадцатого-восемнадцатого веков вели захватнические войны в Прииртышье, оттесняя казахские племена вглубь степей, - отмечает историк Эрнест Дмитриевич Соколкин. - В течение последних трёхсот лет на берегу Иртыша возникло без малого около двухсот населённых пунктов, в том числе двенадцать городов, среди них два в Китае (Кектокай, или Фуюнь, и Бургун), шесть в Казахстане (Серебрянск, Усть-Каменогорск, Семей, Курчатов, Аксу, Павлодар) и четыре города в России (миллионный Омск, Тара, Тобольск и Ханты-Мансийск)».
null

Через Иртыш перекинуты 16 различных мостов - девять автодорожных и семь железнодорожных. На Иртыше в пределах трёх государств существует свыше десяти паромных переправ, одна из них в Павлодарской области - между сёлами Иртышск и Пятерыжск.

Как повествуют хроники, после Великой Отечественной войны началось зарегулирование вод Иртыша строительством Устькаменогорской ГЭС в 1952-1954 годах. Затем были построены Бухтарминская (в 1966 году) и Шульбинская ГЭС (1976-1994). Все эти гидроэлектростанции образовали водохранилища, которые сезонно сбрасывают воды в Иртыш. Воды реки Иртыш вращают почти 20 гидроагрегатов для выработки электроэнергии.

«Кроме того, воды Иртыша питают два канала: один в Китае (Чёрный Иртыш-Карамай), второй в Казахстане (Иртыш-Караганда имени К. Сатпаева). Имеется несколько оросительных каналов и систем для полива насаждений в Павлодарской и Омской областях, - пишет Эрнест Соколкин в своей статье «Слово об Иртыше». - Вот так ныне выглядит картина освоения Иртышского бассейна. Человеческая цивилизация привела к экологическим проблемам Иртыша, с которой ныне борются люди, неравнодушные к этому, и выступают не только в защиту поймы Иртыша, но и сохранения водного баланса».

Согласно собранной бывшим музейным работником, историком Эрнестом Дмитриевичем Соколкиным информации, до семнадцатого века на Иртыше не было речного судоходства. Степные кочевые племена и таёжные охотники пользовались только вёсельными лодками, для плавания применялись также плоты. А с 1613 года ежегодно ходили «по соль к Ямыш-озеру» по Иртышу большие плоскодонные лодки, которые стали называться дощаниками, потому что они делались из досок, а не выдалбливались из дерева, как челны. Это были первые суда на Иртыше. Они были длиной от десяти до двадцати метров и шириной три-четыре метра, водоизмещением от семи до двухсот тонн. Дощаники представляли собой большие лодки с палубой и даже навесом, с одной мачтой и парусом; на корме были вёсла и руль. Дощаники на протяжение почти 200 лет ходили по Иртышу. В 1715 году экспедиция Ивана Бухгольца из Тобольска к Ямыш-озеру шла на 27 дощаниках и лодках. По реке также ходили большие лодки - кочи, в основном в таёжной части Прииртышья.

«С начала XIX века на Иртыше стал постепенно внедряться новый тип судов - коноводки. Это были большие деревянные барки с палубой и надстройками, - снова читаем в публикации «Слово об Иртыше». - Суть таких судов состояла в том, что они передвигались по воде вверх по Иртышу с помощью конной тяги. На палубе был ворот, который вращался по кругу с помощью лошадей».

Средством передвижения у коноводок был якорный канат, который забрасывали в воду впереди судна метров на 50-100. Затем лошади вращали ворот на судне и наматывали канат на ворот - так продвигались суда. Позже на коноводки стали устанавливать вёсла и паруса. Ими пользовались до середины пятидесятых годов девятнадцатого века. После этого на арене иртышского речного пароходства появились суда - пароходы. На сибирских реках первые пароходы стали ходить в пятидесятых годах девятнадцатого века. В 1854 году в Тюмени был построен первый сибирский пароход «Основа», который ходил между Тюменью и Тобольском. В 1860 году началось плавание пароходов до Омска.

«В 1861 году в Павлодар пришёл первый пароход «Ура» купца Беренса мощностью 20 лошадиных сил за коряковской солью, в следующем году другой пароход дошёл до Семипалатинска. Постепенно пароходы вытеснили коноводки и паузки; на смену им пришли буксирные баржи, баркасы, маломерные и низкосидящие в воде паузки и гусянки, - отмечает скрупулёзный летописец Прииртышья. - До конца века по Иртышу уже плавало более 50 пароходов разной модификации: из них 16 пароходов товарищества «Игнатов и Курбатов», шесть пароходов товарищества «Широков и Ко», десять пароходов «Общества Корнилова», восемь пароходов Богословских заводов Урала, несколько пароходов «Плотникова и сыновей», «Поклевского-Козелл» и других. С 1880 года внедряется почтово-пассажирское сообщение по Иртышу».
null

В ту пору в Павлодаре оборудовали первую пассажирскую пристань с дебаркадером. Позже в городе возникло несколько грузовых пристаней (соляная, зерновая, торговая и другие). На базе зимовок судов и пароходов в городах возникли затоны и судомастерские. В первой половине двадцатого века по Иртышу ходили уже более крупные пассажирские однопалубные и двухпалубные пароходы типа «Нор-Зайсан», «Европа», «Оплотъ», «Азия», «Отецъ» и другие. Появилось много буксирных пароходов для перевозки грузов в больших баржах. В 1932 году в Семипалатинске (ныне - Семей) было создано Верхне-Иртышское речное пароходство, там же было открыто речное училище. После Великой Отечественной войны на смену пароходам постепенно приходили суда, работающие на дизельном топливе и мазуте. Пассажирский флот на Иртыше тоже обновился - в шестидесятых годах появились суда на подводных крыльях типа «Ракета» и «Метеор», а также речные трамваи для пригородных сообщений.

«С 1965 года в Павлодаре работает грузовой порт, с 1969 - речной вокзал. От речвокзала уходили пассажирские суда в Омск, Семипалатинск и Ермак (теперь - Аксу), - говорит краевед. - В наши дни несколько уменьшился поток судов на Иртыше, зато много появилось маломерных судов - катеров, моторных лодок, небольших грузовых теплоходов. Судоходство на Иртыше набирает новые обороты после столь длительного застоя».

На берегу великой реки, в пределах Казахстана, существует два памятника природы. Один из них находится в Восточно-Казахстанской области, на берегу озера Зайсан, через которое протекает Иртыш, и представляет собой прибрежную полосу разнообразных цветных глиняных форм под названием Ашутас, или Глиняные холмы Ашутас (Ащитас), находящиеся в 155 километрах от райцентра Курчум. В переводе с казахского языка это слово означает «горький, кислый камень», подсказывают специалисты. Название своё местность получила из-за сернистого кислого запаха обуглившихся растительных остатков древней флоры. В цветных глинах встречаются обломки костей древних животных.

Не менее популярен и известен палеонтологический памятник древней природы «Гусиный перелёт», или «Гусинка» в Павлодаре. Эта прибрежная полоса длиной 100-200 метров в микрорайоне Химгородки интересна тем, что из глубин речного яра во время половодья вымываются остатки костей древнейших животных, как копытных (гиппариона и других), так и хищников, а также птиц и даже ластоногих. Науке это место известно с 1929 года, когда здесь побывала московская экспедиция Ю. А. Орлова.

«Конечно, к достопримечательностям Иртыша относится и его пойма, которая начинается сразу после того, как Иртыш, выйдя из теснин Алтайских гор и предгорий в районе Семея на просторы Западно-Сибирской равнины с её Кулундинской и Барабинской степями, образует низину шириной местами до десяти километров. В пойме много островов, речушек, старых русел Иртыша, - уточняет Эрнест Соколкин. - Большая её часть лежит в пределах Павлодарской области. Это самая богатая часть поймы, где сенокосные угодья тянутся на десятки километров».
null

В иртышской пойме Павлодарской области - много проток и речушек, в которых встречается рыба, и гнездятся птицы. Тут растут многочисленные кустарники, ягодники и грибы.

На протяжении многих столетий по Иртышу на лодках, судах и пароходах проплывали многие путешественники, учёные, послы. Например, если верить известному географу и писателю Сергею Маркову, в XIII веке по Иртышу в ханскую ставку в Монголию ходил Великий князь Ростовский, а в 1654 году в Китай из Тобольска по Иртышу прошёл первый русский посол Фёдор Байков.

«На Иртыше побывал и тобольский географ-чертёжник Семён Ремезов, составивший карту Прииртышья в 1697 году. Почти всё восемнадцатое столетие пестрело фамилиями российских учёных и путешественников, плывших по Иртышу или ехавших по берегу - это историк Герхард Миллер, естествоиспытатели Иоганн Гмелин и Петер Паллас, натуралисты Христофор Барданес и Иоганн Фальк, а в девятнадцатом-двадцатом веках - немецкие учёные Александр Гумбольдт и Альфред Брем, российские землепроходцы и путешественники Григорий Карелин, Иван Кириллов, Пётр Семёнов-Тян-Шанский, Николай Северцов, Григорий Потанин, Чокан Валиханов, Леопольд Шренк, Вавилий Радлов, американский журналист и писатель Джордж Кеннан, русский писатель Фёдор Достоевский, омские учёные Михаил Сиязов, Пётр Драверт, Андрей Палашенков, Дмитрий Фиалков и другие», - удивительно точно перечислил Эрнест Дмитриевич Соколкин.

Об Иртыше можно много писать и говорить, но эта река будет существовать, служить ещё не одному поколению живущих близ нее людей, уверен он.

Сейчас читают