2 млрд. долларов потратили казахстанцы на покупку новых автомобилей в 2012 году

Результаты продаж вдвое превзошли итоги докризисного 2007 года, который до недавнего времени считался самым удачным. Таким образом, рынок не только восстановился, но и уверенно набирает обороты в посткризисный период.
Впечатляет и общая цифра уплаченных автодилерами налогов. Всего за прошлый год государство получило от них свыше 60 миллиардов тенге в виде налогов. Казахстан показал себя более стойким и менее зависимым от мирового экономического кризиса, который серьезно ударил по потребительскому спросу, в том числе по продажам новых автомобилей в Европе и США. Их количество падает несколько лет подряд.
ТРЕНДЫ
Средняя цена нового автомобиля по итогам 2012 года составила 22 тыс. долларов. По этому показателю Казахстан сравнялся с Россией и некоторыми странами Европы. Серый рынок, который долгое время был основным источником средств передвижения для абсолютного большинства казахстанцев, постепенно утрачивает свои позиции. Импорт подержанных автомобилей упал в 75 раз, в результате чего «белый», или организованный рынок, показал своё истинное лицо: если раньше половина или даже более продаж в автосалонах приходилась на дорогие авто, то теперь почти треть продаж приходится как раз на бюджетные автомобили. Казахстанцы стали более прагматично относиться к своим затратам. Люди приходят к пониманию того, что сегодня выгоднее купить новый, пусть недорогой автомобиль, на который действует гарантия производителя, чем секонд-хенд с темной историей.
Внедорожники |
24289 |
25,33% |
Легковые автомобили |
61112 |
63,74% |
Минивэны |
615 |
0,64% |
Пикапы |
950 |
0,99% |
Коммерческие автомобили |
8917 |
9,30% |
Вслед за изменениями в структуре продаж поменялась и покупающая публика. Раньше львиную долю товаров приобретали мужчины, но 2012 год можно назвать женским - около 55% решений о покупке теперь принимаются прекрасным полом или при участии женщин. Это тенденция рынка ритэйла в целом, но для автомобильного сектора это сюрприз.
Другая тенденция - уверенный рост продаж автомобилей отечественного производства и сокращение доли импорта новых иномарок. Вчерашние дилеры сегодня становятся производителями. Казахстанские компании продемонстрировали готовность производить лицензионные автомобили на территории страны.
Например, три четверти проданных автомобилей одной из самых популярных моделей на рынке, ZAZ Chance, входящей в пятёрку лидеров рынка, производятся в Костанае на заводе «Агромашхолдинг». Легковые авто также собирают на сборочном предприятии «Азия авто» в Усть-Каменогорске. Успешно развивается завод по сборке легкой коммерческой техники и небольших автобусов «Астана моторс» в Алматы. На их долю по итогам 2012 году пришлось около 20% все проданных на рынке Казахстана легковых и коммерческих автомобилей.
ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
2007-12гг
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
Легковые |
6058 |
3271 |
1245 |
3176 |
8369 |
18130 |
Автобусы, грузовые и специальные |
2075 |
999 |
360 |
655 |
1181 |
1763 |
Всего |
8133 |
4270 |
1605 |
3831 |
9550 |
19893 |
*данные АКАБ
БЕСТСЕЛЛЕРЫ
БЮДЖЕТНЫЕ ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (до $12 тыс.)
1 место Лада Приора
2 место Лада Самара
3 место Daewoo Nexia
4 место Лада Гранта
5 место ZAZ Chance
ПРЕМИУМ ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (ОТ $40 тыс.)
1 место Toyota CAMRY
2 место Subaru Outback
3 место Nissan Teana
4 место Volkswagen Passat B7
5 место Subaru Legacy
БЮДЖЕТНЫЕ ВНЕДОРОЖНИКИ (до $30 тыс.)
1 место LADA 4x4
2 место Chevrolet NIVA
3 место Nissan Juke
4 место SsangYong Kyron
5 место UAZ 3151
ПРЕМИУМ ВНЕДОРОЖНИКИ (от $30 тыс.)
1 место Hyundai Santa Fe
2 место BMW X6
3 место BMW X5
4 место Ford Kuga
5 место BMW X3
С учетом стабильной макроэкономической ситуации, роста доходов населения, а также банковского кредитования, можно ожидать увеличения продаж новых автомобилей в наступившем году. По оценкам специалистов рынок вырастет до 130 тыс. автомобилей в год.