Бьет по экономике, перевозчикам и людям — депутат о проблеме на казахстанских дорогах
Проблема несоответствия между проектной и эксплуатационной нагрузкой на казахстанских дорогах негативно отражается на экономике страны, перевозчиках и простых гражданых, Об этом заявил депутат Мажилиса Болатбек Алиев на своей странице в Facebook, передает корреспондент агентства Kazinform.
 
                                          — Мы строим дороги на 13 тонн на одну ось, а ездим только на 10. Это абсурд, который бьет по экономике, перевозчикам и людям, — написал депутат.
По словам Болатбека Алиева, между проектными стандартами и действующими эксплуатационными ограничениями существует противоречие, которое приводит к неэффективным расходам бюджета, росту цен и штрафам для добросовестных перевозчиков.
Депутат обозначил три системные проблемы:
1. Неэффективность бюджета. По словам Болатбека Алиева, государство тратит сотни миллиардов тенге на строительство дорог повышенной прочности, но фактически не использует их потенциал.
— Мы строим дороги «на 13 т», но эксплуатируем только «на 10 т». Это — прямой перерасход средств (сотни млрд тенге). Не принимаю доводы о «запасе прочности»: если он действительно существует, пусть объяснят, почему именно 30%, а не другая цифра. Запас прочности не должен стоить миллиарды, — подчеркнул депутат.
2. Наказание за эффективность. Алиев отметил, что перевозчики несут убытки даже на новых трассах, которые по нормативам выдерживают больший вес.
— Грузовики и автобусы штрафуются даже там, где дороги фактически выдерживают больший вес, особенно на участках первой категории, которые уже построены по новым нормативам.
Ссылки на то, что «не вся сеть — первая категория», несостоятельны: новая магистральная сеть уже введена, и эти ограничения просто не соответствуют техническим возможностям дорог, — указал он.
3. Несоответствие внутренним реалиям. По мнению Алиева, этот довод неприменим к внутренним перевозкам.
— Да, могут сказать, что у соседей те же лимиты, но мы сейчас говорим не о международных перевозках, а о внутреннем движении по дорогам Казахстана. И здесь мы вправе устанавливать свои параметры, если наши дороги проектируются и строятся под 13 тонн, — добавил депутат.
Депутат отмечает, что из-за заниженных нормативов дорожной нагрузки растут издержки перевозчиков и, как следствие, цены для потребителей.
— Каждая «недовезенная» тонна ложится в себестоимость товаров и билетов, а в итоге — в цену для потребителя, — пояснил он.
Если дороги действительно рассчитаны на 13 тонн, считает депутат, нужно разрешить движение с соответствующей нагрузкой.
— А если боятся, что покрытие не выдержит — значит, нас обманывают при строительстве, — заявил Алиев.
Противоречие между проектом и эксплуатацией
Все новые трассы в Казахстане, по словам депутата, проектируются с расчетной нагрузкой до 13 тонн на ось. Это указано в проектно-сметных документациях, под эти параметры закладываются большие расходы на материалы — покрытие, щебень, цемент, асфальт.
Однако эксплуатационные нормы ограничивают движение до 10 тонн на ось.
— Зачем строить дороги на 13 тонн, если по ним запрещено ездить тяжелее 10? Разница — 30%. Это около 30% недогрузки. И здесь нет ни одного четкого обоснования: почему именно 30%, а не 25, не 20 и не 10? Откуда взята эта цифра, если в строительных нормативах заложена прочность на 13 т, а эксплуатационно разрешено лишь 10 т? — задается вопросом депутат.
Удар по перевозчикам и пассажирам
По словам Болатбека Алиева, перевозчики по всей стране, включая легальные пассажирские компании, все чаще жалуются на действующие ограничения и штрафы.
— Возьмем обычный 49-местный междугородний автобус: каждый пассажир весит в среднем 85–90 кг, плюс 30–35 кг багажа. Даже при штатной загрузке одна из осей автобуса будет превышать 10-тонную нагрузку, — пишет депутат.
Он отмечает, что штрафы получают именно легальные перевозчики, которые работают по лицензии, платят налоги и обеспечивают стабильные маршруты.
— Это удар по тем, кто обеспечивает безопасные и стабильные пассажирские маршруты. А нелегальные перевозчики, как минибусы без страховок и техосмотра, продолжают работать без ограничений. Так мы подрываем доверие к закону и создаем неравные условия на рынке, — считает депутат.
Ошибки автоматических арок
По словам Алиева, в последние месяцы перевозчики массово жалуются на автоматические арки взвешивания. Эти комплексы измеряют нагрузку на каждую ось в онлайн-режиме и автоматически формируют штрафы.
— Многие водители отмечают, что арки часто дают ошибки, особенно на неровных участках, при разнице давления в шинах или изменении скорости. Даже исправные машины с документами о допустимом весе получают штрафы, — сообщил депутат.
В ряде регионов, по его словам, после обращений перевозчиков, работу таких комплексов уже временно приостанавливали, признавая наличие технических сбоев.
По мнению депутат, Министерству транспорта стоит пересмотреть действующие лимиты для дорог первой категории и устранить нормативное противоречие между проектной и эксплуатационной нагрузкой.
Он подчеркнул, что необходимо «перестать строить с запасом на бумаге и ограничивать в реальности».
— Или дороги — действительно 13-тонные, или все это — 13-тонная иллюзия за счет бюджета и граждан, — отметил депутат.
Ранее мы писали, где строятся новые дороги и аэропорты в стране.