«100 новых лиц»: Саида Калыкова читает ноты сердцем
Отлично окончила школу, училась в Италии по программе «Болашак», стала академиком музыки. Она также сочинила немало музыкальных произведений.
В беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» Саида Калыкова рассказала, как ей удается не забывать более 100 композиций, чем отличаются взгляды на классическую музыку в Италии и Казахстане, а также об истории ее собственных произведений. Она также объяснила, как почувствовала энергетику Нурсултана Назарбаева, с которым встречалась в прошлом году.
Саида, вошедшая в число «100 новых лиц Казахстана», в шесть лет, не сообщив родителям, самостоятельно записалась на занятия у педагога по музыке.
«Помню, в первом и втором классах уроки шли до вечера. А в третьем классе учились после обеда. Значит, до обеда было свободное время. Чтобы использовать это время, я записалась в музыкальную школу. Занятия начинались рано, с 7 до 10 часов утра были уроки сольфеджио, фортепиано. После 10 часов в нашей школе шли занятия в кружках танца, вышивания и другие. Я ходила и на вязание, старалась использовать каждую минуту», - говорит Саида Калыкова.
Девочку, едва начавшую учиться искусству, ожидало трудное испытание. После тяжелой болезни она потеряла зрение. Но Саида не сдалась, мечта влекла ее к новым целям, и она отдала себя искусству. Ноты учила не глазами, а сердцем. В 15 лет она сочинила свое первое музыкальное произведение - «После дождя», в котором мастерски отобразила состояние природы.
Саида с отличием закончила не только школу, но и музыкальный колледж. При поступлении в Национальный университет искусств набрала 106 баллов из 120, это был второй показатель в ее группе. После университета училась по программе «Болашак» в консерватории имени Луиджи Керубини во Флоренции. Там она написала композицию «Клементони», посвященную супругам - Клементине и Энтони, у которых квартировала Саида со своей мамой. Итальянцы, богатые и известные люди, очень хорошо относились и к Саиде, и к ее матери, заботились о них. Супругам Бартолини нравилась музыка Саиды, и сейчас они пишут, что им не хватает этой музыки.
Консерваторию Саида окончила также с отличием. Защитила на итальянском языке две научные работы о творчестве Бетховена и Дебюсси, окончила магистратуру со знаком «Laude». Лучше всех сдала экзамены, исполнила концерт с личной программой и концерт с отдельной программой в сопровождении оркестра. Покинула консерваторию со званием академика музыки.
Как отмечает Саида, в Казахстане часто исполняют Моцарта и Бетховена. Но, в Европе некоторые произведения Моцарта используют лишь для обучения музыке. Потому, что знаменитый композитор написал их для школьников.
«У них совсем другие взгляды. Там есть такое представление, что концерты Моцарта предназначены для детей. Потому, что его произведения развивают мысли и чувства. Когда я была в Италии, освоила много новых произведений. Кроме того, они на концерты не носят цветов. А еще они всегда называли меня русской. Там считают русскими всех, кто приехал с бывшего СССР. Мне постоянно приходилось им доказывать, что я не русская. В конце концов, благодаря мне они хорошо запомнили Казахстан. Оказывается, я была первой казашкой, поступившей в консерваторию», - говорит Саида.
С.Калыкова уже дала десятки концертов не только в Казахстане, но и в России, в Италии. Принимала участие в международных конкурсах, в благотворительных мероприятиях. Она старается постоянно обновлять свой репертуар. Ее оригинальную программу часто замечают слушатели.
«Даже мои друзья не узнают некоторых произведений. Например, у Шопена был духовным учителем Джон Фильд. У него есть 7 концертов для фортепиано с оркестром. Их знают немногие. Мне очень понравились его произведения. Но я долго не могла найти нот, искала в Москве, в Австрии. С трудом нашли. Все это я исполняла в прошлом году, всем понравилось», - сказала С.Калыкова.
Во время встречи с Президентом в рамках проекта «100 новых лиц» Саида исполнила свое произведение «Клементони». Она говорит, что в этот момент почувствовала энергетику Назарбаева.
«Президент пришел на встречу усталый. Да, я это сразу почувствовала. Но встреча хорошо подействовала на него, у него улучшилось настроение», - рассказывает Саида.
Саида помнит наизусть более 100 музыкальных произведений, может без запинки исполнять их все. В том числе, около 20 своих произведений.
«Когда я училась в музыкальной школе, не было специальной системы обучения незрячих игре на фортепиано. Учитель не знал, как мне обучаться. Затем мы вместе подумали, и придумали новую методику. Вначале он играет, затем я повторяю. Так я выучила все произведения. А когда училась в Италии, учитель записывал произведения для меня на диктофон. Сидя дома, я разучивала произведения часовой продолжительности. Конечно, тысяча и одна благодарность моей маме. Она всегда меня поддерживает, помогает мне», - говорит Саида Калыкова.
Своей маме - Любови Кенжегереевой, Саида посвятила отдельную композицию «Ой толгау», выражающую безграничную любовь и благодарность матери.
Арман Аскаров