100 лиц Казахстана: яркость, энергия, талант Армана Жудебаева

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - В музыкальных вузах среди множества талантливых студентов в любом случае есть пара человек, чей талант и человеческие качества выделяются особенно сильно. Домбрист и дирижер, а ныне ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Арман Жудебаев еще в студенческие годы выделялся среди однокурсников особенно яркой харизмой, передает МИА «Казфинформ». 

Его игра на домбре всегда отличалась яркостью, виртуозностью, музыкальная мысль передается им четко, доступно и понятно. Достаточно быстро освоив существующие премудрости игры на домбре, Арман Жудебаев начал привносить в свое исполнение элементы современные. Причем, все они ни в коем случае не вступают в противоречие с традициями и слушаются стильно, воспринимаются публикой на ура. Тоже самое можно сказать о его дирижировании.

Немудрено, что по окончании КНК им. Курмангазы Арман с 2009 года остается работать в консерватории на кафедрах народной музыки и дирижирования. Кроме того, ему был доверен студенческий оркестр народных инструментов.

С 2009 года народный оркестр успевает побывать с гастролями в Турции, Австрии, Китае. В 2010 году оркестр выступил в трех городах Германии. Зарубежная публика восхищается студенческим коллективом. Оркестранты признавались, что Арман Жудебаев в работе строгий и вдохновляющий одновременно. Его энергетика вкупе со знаниями и талантом мотивирует музыкантов на яркое, грамотное исполнение.
null

В декабре 2011 года в Астане в ЦКЗ «Казахстан» проходил гала-концерт коллективов КНК им. Курмангазы, посвященный 20-летию Независимости. Уже в начале года ректор консерватории Жания Аубакирова поставила задачу перед руководителями подготовить программу, которую никто не делал в Казахстане. Тогда Арману Жудебаеву  пришла идея сделать айтыс оркестров народных инструментов и симфонического. Идея заключалась в том, что вначале каждый коллектив играет фрагменты привычных им произведений, потом симфонический оркестр перехватывает у народного казахский народный кюй и наоборот, «народники» «вырывают» у симфонистов увертюру к опере Моцарта «Свадьбы Фигаро». В финале, конечно, побеждала дружба, и оба оркестра играли вместе. Такая задумка «выстрелила»- столичная публика встретила номер овациями.

Весной 2012 года айтыс оркестров представили на сцене Дворца Республики в Алматы, здесь студенческие коллективы ждали овации. Тогда было решено, что на гастролях КНК имени Курмангазы в Москве этот номер будет включен в программу как «Дуэль оркестров».

«Апофеозом вечера стала оркестровая дуэль - неординарный номер, своеобразное ноу-хау Казахской национальной консерватории, покоривший крупнейшие концертные залы Астаны и Алматы. Закономерно, что идея «соревнования» оркестров возникла именно в Казахстане. Здесь по сей день сохраняются традиции песенных и инструментальных состязаний - айтысов и тартысов. Конечно, цель оркестровой «дуэли» - не «смерть» противника, а демонстрация мастерства и таланта. А в данном случае это ещё и диалог классики и современности, Востока и Запада.

К моменту начала дуэли в талантах музыкантов обоих оркестров не сомневался никто в зале. Симфонический оркестр продолжил казахскую тему, начатую в предыдущем номере, исполнив фрагмент из «Кыз куу» («Догони девушку» - народная игра). Народный оркестр ответил кюем Таттимбета «Саржайлау», который легко подхватил симфонический. Увертюра из «Свадьбы Фигаро», начатая симфоническим, была закончена народным. Полётные и искристые мелодии увертюры к оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса переплелись с напористым и ритмичным кюем «Адай» Курмангазы. А когда «Куплеты Тореадора» Ж. Бизе заиграли оба оркестра разом, зрители принялись хлопать в такт.
null

Одобрительный гул, свист, выкрики «Браво!» не могли не закончиться исполнением «на бис». Овации слушателей долго не отпускали оркестрантов со сцены. Дирижеров и Жанию Аубакирову буквально осыпали цветами. Все эти проявления абсолютного слушательского счастья, для кого-то - радости от знакомства с казахской культурой в таком ярком, искрящемся молодостью проявлении, для кого-то - гордости за родную страну и за её будущее, надолго запомнятся талантливым, юным музыкантам»,- писала музыковед Валерия Недлина о том концерте.

Практически во всех отзывах музыковедов дирижерскому таланту Армана Жудебаева дают эпитеты «яркий», «незаурядный талант», «энергичный». Понятно, что долго в студенческом коллективе такой яркий музыкант оставаться не мог, необходимо было двигаться дальше.

С 2013 года он приглашен в Казахский Государственный Академический Оркестр народных инструментов им. Курмангазы главным дирижером.

Следует подчеркнуть важные изменения в жизни оркестра: был организован сайт, появился интернет-архив концертов, онлайн-продажа билетов, был обновлен парк инструментов, необходимый для целостности динамического и тембрального звучания. Активизировалась имиджевая политика коллектива в средствах массовой информации: на телевидении, радио, в прессе. Арман Адильханович ставит упор в репертуарном плане на национальную, традиционную, классическую музыку, проводит вечера классической музыки.

Арман Адильханович может менять гармонии, делать акцент на определенных моментах мелодии, очень хорошо раскрывает облик композитора, когда звучит музыка. Также с коллегами усердно занимается обновлением по оцифровке обветшавшей нотной библиотеки, ставит новые творческие задачи. Оркестр всегда был эталоном казахского традиционного исполнительства, «визитной карточкой» национального искусства, первым коллективом, получившим звание академического, удостоенного высоких орденов правительства, внесшего огромный вклад в становление и развитие оркестровой культуры и, в целом, искусства РК.

2018 год приготовил талантливому дирижеру новый вызов. Стало известно, что с 8 января он назначен главным дирижером Академического оркестра народных инструментов имени Дины Нурпеисовой в Атырау, а в июне был назначен ректором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Сразу после назначения на встрече с Президентом поблагодарил Главу государства за оказанное доверие и отметил, что на новом посту будет заниматься развитием национального искусства.
null

Сейчас читают