20:09, 31 Март 2009 | GMT +5
Журналистика - ремесло с элементами искусства, или Кто нуждается в «универсальном солдате»
АСТАНА. 31 марта. КАЗИНФОРМ /Гульнара Жандагулова/ - Качество журналистского образования - нынче модная тема многочисленных споров, как на страницах печатных СМИ, так и в стенах самих вузов. А заканчиваются они чаще

всего не в пользу последних. Недавно медийными НПО Казахстана был презентован проект по внедрению специализации в программу отечественного образования журналистов. По мнению организаторов, он будет способствовать совершенствованию системы образования будущих акул пера. В рамках проекта планируется разработать и внедрить в программу восьми казахстанских университетов, готовящих журналистов, свыше десяти специализированных курсов журналистики (деловая, экологическая, аналитическая, правозащитная, фото- и Интернет-журналистика, журналистское расследование, новые медиа и другие).
Сегодня мы зададим вопросы о качестве журналистского образования выпускнику этого отделения в недавнем прошлом, корреспонденту одного из ведущих республиканских ежедневных изданий и по совместительству - преподавателю кафедры журналистики Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева Дмитрию Мельникову. - Дмитрий Николаевич, как известно, на протяжении уже нескольких лет преподавание в вузах страны ведется по кредитной системе. Увеличено количество часов на практические занятия и сокращен объем лекционных часов. Это не ухудшило ситуацию с качеством образования в сфере журналистики?- Дело - не в количестве, а в качестве лекций. Часов может быть много, но фактический результат может быть минимальным. Обучение журналистике специфично. Поэтому для этой специальности новшество во многом полезно. Потому что журналистика ? это сфера практической деятельности. И она требует серьезной практической подготовки. Безусловно, фундаментальная подготовка должна быть, как в других, так и в этой области. Резюмируя, могу сказать, что само по себе снижение числа лекционных часов никаким образом не может навредить качеству образования. Все зависит от студента, от того, каким образом им будут использованы эти возможности. - Ни для кого не секрет, что в казахстанском медиаобразовании мало присутствуют журналисты-практики. Вы один из немногих примеров сочетания двух этих направлений - теории и практики. Что вас побуждает преподавать на факультете журналистики?- В силу своей профессиональной психологии журналисты не склонны к педагогической деятельности. Наша профессия предполагает весьма активный образ жизни и такую же активную работу с информацией. Это - одна из профессиональных особенностей нашей работы. Поэтому, если журналисты-практики имеют желание преподавать ? это может означать, что у человека появилось желание попробовать себя в таком качестве, или он обладает какими-то педагогическими задатками и интересом. Вообще это проблема... так как многие журналисты по целому ряду причин не могут или не хотят передавать свой опыт. Жаль, конечно, что это так. Одна из первых причин «нежелания» преподавать - психологически другая сфера. Нельзя забывать и о том, что в журналистской среде присутствует фактор конкуренции. Борьба идей и взглядов нередко приводит к тому, что, может быть, даже опытные журналисты не хотят так запросто делиться тем багажом, который они нарабатывали не один год. Возможно, кто-то даже и побаивается конкуренции со стороны своих молодых коллег.- Вы являетесь выпускником Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева и можете сравнивать. Появились ли за эти годы новые тенденции в методике обучения на факультете журналистики?- К данному моменту, в самой системе преподавания серьезных изменений не произошло. Не могу сказать, что есть какие-либо радикальные новшества. В то же время сильно изменилась студенческая аудитория. За эти 10-15 лет контингент студентов значительно преобразился. Прежде всего - психология студентов. Еще лет 10 назад она в основном была такой иждивенческой, во многом советской. Родители создавали все условия для обучения своего чада. Молодые люди жили вольготной студенческой жизнью. Сейчас же наблюдается совсем другая картина. Студенты начинают работать почти с первых курсов, и к последнему - особенно на специальности «журналистика» - процент работающих весьма велик. Наблюдать за этим позитивным процессом весьма интересно. И положительный момент в том, что все-таки уровень заинтересованности в учебе увеличивается.- Вы видите необходимость проведения для преподавательского состава каких-либо «курсов повышения квалификации»?- Однозночно должны проводиться курсы или мастер-классы для повышения квалификации самого преподавательского состава. Более того: и для работающих журналистов нужны курсы переподготовки, как и для тех, кто желает перейти в сферу масс-медиа из других областей. В таких случаях необязательно получать высшее второе образование. Создание таких курсов стало бы только плюсом для масс-медиа. У журналиста зачастую создается иллюзия. Он освоил алгоритм всех жанров, грубо говоря, умеет написать заметку к событию, статью и даже аналитический материал. И тут, собственно, задается вопросом: чему ещё учиться? Но условия современного общества заставляют нас идти вперед, и необходимо время от времени повышать квалификацию. У нашего брата есть опасность исписаться. Незаметно для себя можно остановиться, и это приведет к тому, что мышление станет рутинным. События будут подаваться шаблонно. Всевозможные мастер-классы и тренинги имеют смысл в том плане, что дают возможность увидеть свои профессиональные обязанности несколько с иной точки зрения. Такие курсы повышения квалификации показывают новые подходы и решения. К тому же, они психологически играют важную роль в работе журналиста.- Сегодня многие преподаватели журфака и сотрудники СМИ спорят о том, что универсализм важнее специализации. В «универсальном солдате» (журналисте - прим. автора) так сильно нуждаются?- Да, я считаю, что в нем нуждаются. Я слышал такое классическое правило от бывалых журналистов, которые начинали свою деятельность еще в 60-70-е годы, что настоящий журналист должен написать немного обо всем и много об одном. На мой взгляд, метко подмечено. Это универсальная характеристика. Журналист должен быть всеяден. Хотя бы чисто на информационном уровне, он должен уметь сообщить о любом событии. Но, в то же время, у него должна быть сфера, где он является экспертом. Если говорить конкретно об этом на уровне вузовского образования, то это не должна быть какая-то жесткая специализация. Скорее всего, это может быть последний год обучения, на котором будет преподаваться спецкурс по определенным дисциплинам. Студент сможет отдать предпочтение той или иной сфере и рассмотреть ее шире. Несомненно, этот процесс нужно начинать уже на стадии вуза. Идеальным вариантом будет, когда журналист получит второе образование в какой-либо области: политической, экономической, юридической или it-технологии. Но здесь присутствует другая сторона медали - далеко не все студенты журфака готовы к этому. Молодые люди именно на данном этапе еще не до конца определились, что им ближе, скажем, вопросы культуры или экономики. Дело в том, что со временем взгляды и вкусы могут поменяться. И опыт показывает, что чаще всего так и бывает. - Дмитрий Николаевич, в стенах университета на кафедре журналистики довольно часто проводятся мастер-классы с участием известных журналистов. Как вы считаете, какова их результативность?- Эти встречи необходимы. Здесь опять же важен психологический момент. Вообще молодым журналистам надо общаться с как можно большим числом людей, и тем более контактировать с опытными коллегами. Журналист-профессионал может открыть какие-то новые грани в профессии или даст стимул для свежих размышлений. Такие встречи могут быть встряской. Судя по моему опыту, бывает и так, что такие мастер-классы студентов с главными редакторами, с именитыми журналистами служат и для мэтров стимулом...для переоценки привычного. - Адиль Джалилов ? директор Международного центра журналистики «MediaNet» в одном из интервью сказал, что «на фоне динамично развивающегося медиа-рынка, журфаки явно отстают». И в качестве альтернативы предложил медиа-школу, в которой будет преподаваться не привычный теоретический, а более мобильный - практический курс. Дмитрий Николаевич, как вы думаете, за 4-5 месяцев реально обучить журналистике?- Мое удивление вызвало высказывание (представителей медийных НПО) о том, что в сфере журналистского образования нет никакой специализации вообще. Это далеко не так. В программе обучения присутствуют дисциплины специализации. Категорически заявлять о том, что они отсутствуют, - ошибочно. К примеру, я преподаю такие дисциплины, как экстремальная и религиозная журналистика. Другое дело, что, может быть, их мало. Шаги к исправлению ситуации предпринимаются. Нельзя говорить, что ничего не делается. Безусловно, перемены необходимы. Одной из важнейших задач таких курсов должно быть расширение профессионального кругозора студентов-журналистов. Дело в том, что журналистика многолика и многогранна. По сути, журналистика - это не только освещение политических событий. Существует обширный пласт социальной сферы, где немало проблем, ? экология, образование, здравоохранение. Тем для освещения множество, и их нужно знать. Все это можно подать и раскрыть самым интересным образом. Нужно развивать отрасли журналистики не политические и не экономические. Сейчас какой-то мейнстрим... все в одном русле двигаются. Считается, что самая интересная и востребованная журналистика ? это писать и снимать о каких-то важных политических событиях, но ведь это совсем не так. Этот стереотип необходимо ломать и делать это - посредством специализации. - Медийные НПО Казахстана предлагают внедрить специализацию в программу отечественного образования журналистов. Насколько это своевременно, и каких возможных результатов стоит ожидать от данного проекта? - От такого контакта медийных НПО и кафедр университетов все будут только в выигрыше. В то же время давайте не будем заблуждаться на тот счет, что представители НПО ратуют за все прогрессивное, а на факультетах вузов, якобы, засели какие-то ретрограды. Вузовская система ? это традиции. Они сформировалась не вчера и не позавчера. И эта система «живет» по определенным правилам. Это отлаженный, работающий механизм, который функционирует не один год. Преемственность и передача традиций крайне важна для системы образования. Ярким примером таких традиций и преемственности можно назвать факультет журналистики Казахского национального университета им. Аль-Фараби. - На ваш взгляд, выпускники отделений журналистики востребованы на медийном рынке Казахстана?- Сегодняшний выпускник не может составить реальную конкуренцию своим более опытным коллегам. Он не даст фору журналисту, имеющему солидный практический опыт. Но дело в том, что все это может быстро измениться. Потому что всё-таки в журналистике очень важны личностные качества - талант, способности и коммуникабельность. Если это яркий, талантливый человек, то он, конечно, может проявить себя, еще будучи студентом отделения журфака. Такой «коллега» для многих акул пера может составить весомую конкуренцию. Но все же именно в плане методики, результативности, последовательности работы и профессионализма, конечно, опытный журналист имеет больше преимуществ. У него выработаны определенные принципы, методы и подходы к работе. К тому же он психологически уже готов к каким-либо ситуациям. А молодые талантливые журналисты могут представить яркий продукт - какую-то развлекательную передачу, но стабильно работать на достаточно высоком уровне им еще трудно в силу их неопытности. Хотелось бы добавить, что потребность в журналистах велика. Но редакциям газет и ТВ каналов требуются не просто корреспонденты с дипломом факультета журналистики, имеющие какую-то теоретическую базу, а способные работать. Поэтому изданиям и ТВ каналам в принципе все равно, с каким образованием придет к ним человек. Главное, чтобы он умел работать. Как известно, важен результат. Вообще журналистика такая сфера, где на формальных регалиях «выехать» невозможно. Есть такие случаи, когда профессионалами в журналистике становятся и с неоконченным высшим образованием, либо вообще его не имея. - В завершение нашей беседы вопрос, ответ на который желают получить как практики, так и теоретики. Журналистика - это ремесло или божий дар?- Я бы сформулировал по-иному. Журналистика ? это ремесло или искусство? На что у меня имеется четкий ответ. Журналистика - ремесло с элементами искусства. - Благодарю за беседу!