Житель ЗКО на своем вездеходе не боится бездорожья и снежных заносов
Вездеход, собранный, можно сказать, собственноручно, с легкостью покоряет заснеженную степь, не боится оврагов и не единожды приходил на помощь своим менее проходимым собратьям.
«На гусеничную платформу можно устанавливать любые машины: легковые, джипы, большие УАЗики, - рассказал хозяин необычного транспорта, 70-летний Махамбет Бермагамбетов. - Гусеницы были куплены в прошлом году для «Нивы», их собрали умельцы из Уральска. Но рулевое управление давало сбой, «Нива», маломощная, стала неуправляемая. Потому я решил поставить на гусеницы УАЗик, доработав ручными рычагами, фиксирующими торможение».
Стремление к конструированию у предпринимателя с детства. Еще в школе он увлекался всевозможной техникой, первый в Казталовке собрал аэросани, на которые ходил смотреть чуть не весь поселок.
«Я всю жизнь занимался техникой, переделывал, совершенствовал ее. Раньше это было гораздо сложнее сделать, сейчас любые инструменты есть под рукой, только возраст не дает мне активно этим заниматься», - отметил он.
По словам фермера, машины на гусеничном ходу в мире не редкость, они приходят на помощь в сложных погодных условиях и при отсутствии дорог. В глубокий снег человек проваливается, а такая машина, несмотря на вес, идет по верху, как танк. Длина одной гусеницы 7 м, ширина - 30 см, пара таких приспособлений очень устойчива на снегу любой глубины, легко переезжает канавы.
«В нынешнем году в районе выпало очень много снега, техника не успевает его расчищать, - говорит Махамбет-ага. - А на зимовку в степи необходимо возить горючее, продовольствие, да мало ли чего потребуется. Скорость у машины на гусеничном ходу небольшая - 30-35 километров в час по ровной местности. Но у меня там местность пересеченная, поэтому приходится сбавлять скорость, но и этого хватает».
Фермер подчеркивает: такая техника для заснеженной степи - вещь незаменимая: салон, в который могут спокойно поместиться 10 человек, теплый, так что путешествие проходит в комфорте.
На чабанской точке крестьянского хозяйства «Кайнар», расположившейся в 25 км от райцентра, скота много: 250 голов КРС, 1 000 овец, лошади. Большое хозяйство требует много техники, поэтому на вооружении есть и тракторы, и погрузчик, и автокран.
«В прошлом году у меня был еще гусеничный тягач, - рассказал Махамбет Бермагамбетов. - Лет 15 назад тоже большой снег был, тогда я много помогал на этом тягаче, больных возил. Но теперь я продал его, не успеваю заниматься всей этой техникой, мне уже за 70 перевалило».
В текущем году в Западно-Казахстанской области снега выпало на редкость много, в степи он стал очень плотным. Животные, которые в обычные годы всю зиму проводят на открытом выпасе, подбирая траву или откапывая ее из-под небольшого снега, сейчас не могут этого сделать. Сельчанам приходится кормить скот исключительно запасенными кормами. Даже лошади, которые привыкли почти все время проводить в степи, далеко от стойла не отходят, поэтому подобный гусеничный вездеход - лучший выбор для тех, кто не любит быть ограниченным в движении.