Зачем мировые бренды начали снова регистрировать товарные знаки в России
За последние 3,5 года более 250 зарубежных компаний приостановили свою работу в России или ушли с российского рынка. Однако в последнее время наблюдается устойчивый рост подачи заявок на регистрацию товарных знаков в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) от тех брендов, которые прекратили коммерческую деятельность на российском рынке, передает собственный корреспондент агентства Kazinform.
Кто обратился в Роспатент
Американский технологический гигант Microsoft объявил в марте 2022 года об уходе с российского рынка и приостановлении продаж товаров и предоставления услуг в России. Однако в начале октября 2025 года корпорация подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков. В списке значатся - Microsoft, Excel, Windows, Xbox, Bing, Azure, Visual Studio, Wasteland и State of Decay.
Также корпорация подала заявки на регистрацию товарных знаков - Microsoft 365 и Halo.
В сентябре этого года еще одна американская компания PepsiCo подала две заявки на регистрацию товарных знаков логотипа Mirinda и названия на русском языке.
В августе покинувший российский рынок южнокорейский бренд Hyundai подал шесть заявок на регистрацию товарных знаков.
В сентябре его примеру последовал немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz.
В этом месяце в Роспатент поступила заявка на регистрацию товарного знака Vogue от издательского дома Cond Nast, выпускающего журналы Vogue, Glamour и GQ.
Японский холдинг Fast Retailing Co. (управляет сетью магазинов Uniqlo) подал в Роспатент десять новых заявок на регистрацию товарных знаков 31 августа 2025 года. Среди заявок - логотипы GU, Fast Retailing Co. и Uniqlo. Вместе с тем холдинг просит зарегистрировать названия Uniqlo и «Юникло».
Товарный знак регистрирует и бренд Zara с новым логотипом на синем фоне. Заявка подана 29 августа 2025 года, заявителем выступает «Индустрия де Дисено» (испанское название компании Inditex).
В октябре французский дом моды Louis Vuitton подал три заявки в Роспатент, среди них логотипы компании в разных вариациях. В марте 2022 года французский холдинг LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy) заявил об уходе из России, были закрыты магазины косметики Sephora. 11 июля 2022 года было объявлено, что российское подразделение Sephora было продано. 10 октября 2022 года магазины начали открываться под брендом «Иль де Ботэ» - так называлась российская сеть, выкупленная LVMH в 2016 году.
Кто уже зарегистрировался
В сентябре 2025 года было принято решение о регистрации киностудии Warner Bros. Заявка в Роспатент на регистрацию товарного знака была подана в августе. Компания получила право на производство и продажу разнообразной продукции в России, в том числе фильмов, часов, мужской и женской одежды, видеоигр, домашней посуды, аксессуаров для мобильных телефонов и канцелярских товаров. В перечень также вошли ювелирные изделия, игрушки, блокноты и различные бытовые предметы, такие как формы для пирогов.
В октября Роспатент зарегистрировал товарный знак Coco Chanel (заявка подана в ноябре 2024 года из Швейцарии). Всего с конца 2024 года компания подала порядка 26 заявок на регистрацию товарных знаков. Среди них - названия компании на русском и английском языках, коллекции ювелирных украшений, духов и косметики, а также две заявки на регистрацию внешнего вида парфюмерных флаконов. Бренд Chanel приостановил свою деятельность в России в марте 2022 года, через 2 года завершил полный выход, расторгнув договоры аренды и прекратив работу своих бутиков.
В этом месяце также швейцарская компания Rolex зарегистрировала пять товарных знаков, все они относятся к разным видам часов, одобрены товарные знаки - Rolex President, Cerachrom, Oysterlock, Rolex Superlative и Rolex Glidelock.
Для чего нужна регистрация
Ряд специалистов считают, что иностранные компании подают новые заявки на товарные знаки, чтобы защитить свои бренды от досрочного прекращения правовой охраны. Таким образом, компании пытаются «обнулить» трехлетний срок неиспользования знака. Подобная практика признается как злоупотребление правом, однако споры по таким делам сложны и затратны, поэтому компании продолжают действовать по этой схеме.
Регистрация знаков позволяет брендам защититься от копирования и сохранить узнаваемость. Так бренды поддерживают интерес к себе, не вступая в борьбу с параллельным импортом. Обычно регистрация занимает до трех месяцев, но при минимальных изменениях процесс может завершиться быстрее.