Зачем ЕС нужна Центральная Азия
Европейская дипломатия в последние годы уделяет все больше внимания Центральной Азии. И даже у ярых европоцентристов сегодня не повернется язык назвать этот регион «задворками» большой политики. Аналитический обозреватель агентства Kazinform разбирался в причинах столь пристального внимания ЕС к центральноазиатской пятерке.
Очень симптоматична в этом плане резолюция Европарламента, принятая в январе этого года «Стратегия ЕС по Центральной Азии: Новые возможности для укрепления партнерства». Эксперты отмечают, что отличалась даже тональность документа, депутаты стали более комплиментарными по отношению к нашему региону.
Выстраивать новые отношения с центрально-азиатской пятеркой Европарламент планирует посредством Соглашений о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС).
Казахстан первым в регионе подписал такой документ. Он вступил в силу в 2020 году, а в 2023 году в целях его финансовой поддержки ЕС обязался выделить около 9 миллионов евро.
25 июня 2024 года такое же соглашение подписали Европейский Союз и Кыргызская Республика. С Узбекистаном и Таджикистаном вопрос расширения сотрудничества находится в стадии обсуждения.
В марте текущего года состоялось подписание Протокола к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве между Туркменистаном и Евросоюзом.
Понятно, что растущий интерес к нашему региону, помимо всего прочего, связан с геополитическими изменениями в Евразии. Обострились противоречия между великими державами, боевые действия в Европе привели к энергетическому кризису, трансформации торговых маршрутов, санкционному противостоянию.
Но важно, что в этой ситуации Центральная Азия является уже не объектом, а субъектом международной политики, страны региона коллективно отстаивают свои национальные политические и экономические интересы.
О том, что вес Центральной Азии в мире ощутимо возрос говорит появление новых диалоговых площадок в формате «ЦА плюс». В сентябре 2023 года состоялся запуск диалога ЦА + Германия, который продолжился, спустя год, в рамках официального визита Федерального канцлера Германии Олафа Шольца в Казахстан. Дважды лидеры Центральной Азии встречались в этом формате с руководством ЕС. Диалог стартовал в Астане в 2022 году и продолжился в Кыргызстане в 2023-м.
Проводятся министерские конференции «Центральная Азия + Италия». В этом году в Риме состоялась уже третья по счету встреча.
Новым игроком в Центральной Азии называют Францию, вспоминая прошлогоднее ноябрьское турне Эммануэля Макрона, который в течение двух дней посетил Казахстан и Узбекистан.
Другими словами, Центральная Азия — это уже не просто мост между Востоком и Западом, как многие привыкли воспринимать этот регион в мире, но и отдельный актор международных отношений. И кто знает, возможно, в перспективе новый центр глобального притяжения.
В контексте реформирования ООН, и в частности Совета безопасности, который представляет собой глобальную «политическую кухню», роль средних держав усиливается. Ведь всем очевидно, если на кухне «переругались повара», ничего удобоваримого они «приготовить» не смогут. Центральная Азия и Казахстан, в этом плане, становятся частью глобального диалога, призванного решить системные проблемы международной системы отношений. Необходимые амбиции для этого есть. В частности, Кыргызстан выдвинул свою кандидатуру в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на 2027–2028 годы.
В своей статье «Средние державы: продвигая принципы мультилатерализма», опубликованной в эксклюзивном выпуске Euronews, Президент Казахстана отметил, что «наша гибкость, не обремененная проблемами политики сверхдержав, позволяет нам ориентироваться в сложных дипломатических ситуациях и находить пути к компромиссу и согласию».
Такой подход наша страна в полной мере продемонстрировала в рамках непостоянного членства в Совете Безопасности ООН в 2017–2018 годах, на площадке Астанинского процесса, организованного в целях разрешения сирийского конфликта, оказывая помощь в проведении мирных переговоров между Азербайджаном и Арменией и по многим другим вопросам.
И главное, что не смотря на геополитическую турбулентность, Казахстан сумел сохранить добрые отношения со всеми. Наши партнеры могут конфликтовать между собой, но никто не требует от нас выбирать одну из сторон. Право Казахстана на собственное мнение, право на свой национальный интерес, незыблемы.
Схожие подходы проецируются на Центральную Азию. Региональная кооперация формируется не для того, чтобы «дружить» против кого-то. Это созидательный процесс, который выгоден всем. И даже санкционные перипетии не могли испортить этих отношений, хотя и внесли свою «ложку дегтя».
Например, если говорить о сотрудничестве с Европой здесь преобладает прагматика. Инвестиции и товарооборот растут, сотрудничество крепнет. Начнем с того, что Европе нужны ресурсы Центральной Азии. Здесь сосредоточена практически вся таблица Менделеева, включая критически важные для мировой экономики ресурсы — уран (около 20% мировых запасов), нефть (более 17%, природный газ (7%).
Только в Казахстане, по оценкам Всемирного банка, насчитывается более пяти тысяч неразведанных месторождений стоимостью свыше 46 трлн долларов.
Важно это для Европы? Безусловно. Ей необходимы альтернативные источники редкоземельных металлов, главными поставщиками которых сегодня являются Россия и Китай.
Например, немецкая компания HMS Bergbau AG намерена инвестировать геологоразведку, а в перспективе построить горно-обогатительный комбинат для добычи и переработки лития в Восточном Казахстане.
Глава нашего государства в этом контексте предложил Олафу Шольцу создать Консорциум для реализации совместных сырьевых проектов.
Что касается «черного золота» Казахстан был и остается важным партнером ЕС: 70 процентов казахстанского экспорта нефти отправляется в Старый Свет.
Согласно данным Бюро национальной статистики (январь–август 2024 года), основными торговыми партнерами Казахстана в Евросоюзе, если говорить об экспорте, являются Италия (24,2%), Нидерланды (6,1%) и Франция (5%). В импорте — Германия (5%), Франция (3,3%).
Италия является лидером экспортером как раз за счет перевалки сырой нефти, которая составляет более 90% всего экспортируемого объема. Она транспортируется по трубопроводной системе КТК до морского порта в Новороссийске. Значительная часть этой нефти переправляется в итальянский порт Триест, откуда поступает в Трансальпийский трубопровод для снабжения энергоресурсами государств Европы.
Есть и другие маршруты поставки нефти, трубопровод «Дружба» (поставляет нефть напрямую в Германию), маршрут «Баку-Тбилиси-Джейхан» (важен с точки зрения диверсификации маршрутов, но транспортировка по нему обходится дороже).
Не менее важна роль Центральной Азии в качестве транзитного транспортного моста между Востоком и Западом. И тут сама география благоволит Казахстану. Через нашу страну осуществляется 80% всех сухопутных перевозок между Китаем и Европой.
В частности, после введения антироссийских санкций значительно возросли грузопотоки по Транскаспийскому транспортному маршруту. Объем перевозок грузов по нему только за 7 месяцев этого года увеличился на 62% и составил 2,5 млн. тонн (за аналогичный период 2023 года 1,6 млн тонн).
Казахстан на протяжении многих лет активно развивал это направление, модернизировал порты Актау и Курык, спрямлял железнодорожные пути, ведущие из Китая к Каспийскому морю, выявлял «узкие места» и барьеры препятствующие торговле.
Например, если говорить об узких местах в контексте транспортной инфраструктуры, здесь есть два «бутылочных горлышка», сужающих наши возможности: пропускные способности на казахстанско-китайской границе и портов на Каспии.
Что делается, чтобы расширить узкие места? Продолжается модернизация железнодорожной инфраструктуры. Уже в следующем году планируется завершить строительство вторых путей на железнодорожном участке «Достык–Мойынты» для расширения транзитного коридора Китай-Европа-Китай. Как рапортует «Казахстан темир жолы» работа завершена на 75%.
Идет строительство железнодорожной линии «Аягоз — Бахты». Новую дорогу обещают ввести в эксплуатацию в 2027 году. Она позволит увеличить пропускную способность между Казахстаном и Китаем на 20 млн тонн.
Параллельно, в целях увеличения объемов грузоперевозок, модернизируются каспийские порты. Утвержден Комплексный план развития морской инфраструктуры на 2024–2028 годы, который призван решить ряд вопросов: создать цифровую экосистему для обеспечения безбумажных перевозок грузов, ускорить процедуры их оформления, автоматизировать бизнес-процессы.
Одна из проблем связана с обмелением Каспия. С 2021 по 2023 годы уровень моря снизился на 72 см. Чтобы не сесть на мель нефтяные танкеры и сухогрузы уходят недозагруженными, а это потеря живых денег. В связи с этим начались дноуглубительные работы.
Реализация плана позволит увеличить объем перевалки грузов в портах с 21 млн тонн до 30 млн тонн в год, и увеличить объем экспорта через морские порты в 1,5 раза к 2028 году.
О том насколько важна Центральная Азия для Европы, в качестве транзитного хаба, говорит намерение европейских партнеров выделить 10 миллиардов евро в рамках программы «Глобальные ворота» (Global Gateway) для развития Среднего коридора. Этот маршрут отличается высокими скоростями доставки грузов по сравнению с морскими перевозками и представляет собой альтернативу Суэцкому каналу, где нет-нет да и пошаливают хуситы.
В целом, Центральная Азия выглядит довольно перспективно. Только Казахстан в рамках нового инвестиционного цикла намерен привлечь к 2029 году дополнительно 150 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций.
Причем, акцент в привлечении инвестиций сместился. В обмен на сырье привлекаются новые технологии, развивается производственная сфера. В этом ключе показательно сотрудничество с Германией — 90 процентов всех привлеченных средств приходится на несырьевой сектор. С 2005 года прямые инвестиции из Германии составили около 6,7 млрд долларов. По итогам переговоров с Олафом Шольцем, в сентябре этого года, Казахстан и ФРГ намерены реализовать 66 совместных инвестиционных проектов общей стоимостью 55 млрд долларов.
Инвестиции в Казахстан еще одного европейского лидера — Франции с 2005 года составили около 19 млрд долларов.
Если же говорить в целом, Евросоюз обеспечивает более 40 процентов всех прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию.
Таким образом, взаимный интерес вполне закономерен. Региональная кооперация ЦА, стабильность региона и его перспективы, обеспечивают «добавленную стоимость» в глазах инвесторов.
Этому способствовало сближение стран Центральной Азии, отмечающееся в последние годы. Уникальный формат сотрудничества, запущенный в 2018 году — консультативные встречи глав государств Центральной Азии, позволяет решать водно-энергетические противоречия, развивать экономическое взаимодействие, кооперироваться в области туризма, культуры, формируя общую идентичность региона по всем направлениям.
Зримым доказательном успеха стал рост взаимной торговли, которая с 2018 по 2023 годы увеличилась практически в два раза — с 5,7 млрд до 11 млрд долларов.
Все это объясняет, почему диалог в формате ЦА + стал довольно популярным. Сегодня он ведется с более чем 10 странами и организациями, включая Россию, США, Японию, Китай, Индию, Совет Сотрудничества Арабских государств Персидского залива и другими. То есть Центральная Азия интересна не только Европе, но и всему миру. Однако в значительной степени Евросоюзу нужен, конечно, сам Казахстан, который расположен на важнейших торговых перекрестках, создал уникальные условия для зарубежного бизнеса, базирующиеся на незыблемости контрактов и создании специальных экономических зон, и, что не менее важно, организовал независимый финансовый регулятор МФЦА, который становится точкой инвестиционного притяжения для всей Центральной Азии.