+7 (701) 759 90 19
USD 425.75 EUR 499.32
RUB 5.85 CNY 65.88
Новости

За 20 лет отношения Казахстана и США обрели статус стратегического партнерства, когда каждая сторона получает выгоды от сотрудничества - К. Смагулов

17 Октября 2011 15:08
Поделиться:
За 20 лет отношения Казахстана и США обрели статус стратегического партнерства, когда каждая сторона получает выгоды от сотрудничества - К. Смагулов

АЛМАТЫ. 17 октября. КАЗИНФОРМ /Берик Бекмурзаев/ - В декабре текущего года Казахстан и Соединенные Штаты Америки отметят 20-летие установления

двусторонних отношений. За этот промежуток времени отношения двух стран эволюционировали в рамки стратегического партнерства и продолжают активно развиваться. Об этом журналисту Казинформа рассказал эксперт в области казахстанско-американских отношений Кадыржан Смагулов.

- США оказались среди первых государств, признавших независимость Республики Казахстан. И для нашей страны было жизненно важно наладить доверительные отношения с Соединенными Штатами Америки, являющимися мировым лидером в экономике, а также в области демократического строительства.

С первых дней своей независимости Казахстан оказался втянут в большую геополитическую игру, в которой сконцентрировались все проблемы постсоветского периода. В том числе распад супердержавы в лице СССР и последовавшее за этим ослабление геополитической и экономической роли России; проблемы ядерного наследства на территории бывших союзных республик; угрозы распространения исламского фундаментализма; всевозрастающая роль Китая в международных отношениях и др. Несмотря на это, Казахстан имел и ряд преимуществ, в частности, это выгодное во внешнеполитическом и стратегическом аспектах географическое положение республики, наличие богатых месторождений энергоресурсов; образованное и высококвалифицированное население и т.д.

Для РК одной из наиболее важных проблем, наряду с социально-экономическими вопросами внутри страны, стало утверждение республики на международной арене. Отсутствие своего внешнеполитического ведомства в период вхождения Казахстана в состав СССР, дипломатического опыта ведения сношений с иностранными государствами усугубляли положение дел. Молодой стране пришлось начинать с "чистого листа", и первой ласточкой стало формирование Министерства иностранных дел. Признание независимости РК со стороны международного сообщества, а также необходимость налаживания экономических и политических контактов с иностранными государствами требовали незамедлительных действий.

С первых дней эта работа велась в двух плоскостях: на многостороннем и двустороннем уровнях. На многостороннем уровне Казахстан стал активно сотрудничать с международными структурами безопасности - ООН, ОБСЕ, НАТО. В 1992 г. Казахстан стал членом ООН, Совета Североатлантического сотрудничества, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, в последующем ОБСЕ). В 1994 г. Казахстан начал участвовать в программе НАТО «Партнерство во имя мира», созданной для формирования новых отношений в области безопасности. И в 1994 г. Казахстан стал членом Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ).

В основу внешней политики была заложена многовекторность, что, по мнению Президента РК Нурсултана Назарбаева, означает «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес».

Таким образом, с первых дней своего существования независимый Казахстан неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

Среди основных векторов внешней политики республики были обозначены страны постсоветского пространства, Китай, государства западного полушария, мусульманского мира, республики Центральной Азии и международные организации.

Наиболее важным партнером Казахстана на Западе были объявлены Соединенные Штаты, что связано со следующими объективными причинами.

Во-первых, США являются мировой сверхдержавой, оказывающей существенное влияние на развитие глобальных политических и экономических процессов.

Во-вторых, американская экономика является одной из наиболее конкурентоспособных в мире. Опыт экономического развития США представляется ценным для нас, учитывая задачи, поставленные по вхождению РК в число 50-ти наиболее развитых стран мира.

В-третьих, опыт демократического развития США, а также конституционного строительства представляется не менее ценным для Казахстана.

США официально признали Республику Казахстан как суверенное государство 25 декабря 1991 г. Условно казахстанско-американские отношения можно разделить на три этапа. Первый охватывает 1991-1996 годы и был направлен на устранение ядерных боеголовок с территории Казахстана. Второй этап 1997-2000 гг. - установление тесных экономических связей, в основном, в энергетической сфере путем инвестиций американского капитала в казахстанскую экономику. Начало нового тысячелетия ознаменовало новый этап развития отношений, и отныне основным направлением двустороннего сотрудничества наряду с прежними, является борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

3 февраля 1992 г. в Алма-Ате открылось посольство США. В том же году состоялся первый официальный визит главы независимого Казахстана Н.Назарбаева в Америку, который продлился с 17 по 23 мая. Визит имел важное значение для международной безопасности, так как Глава нашего государства подтвердил обязательства Казахстана присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Второй визит на американскую землю казахстанского лидера не заставил себя долго ждать: Н.Назарбаев еще раз посетил США в октябре 1992 г. для участия в 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. И тогда же Нурсултан Назарбаев впервые изложил видение Казахстаном проблем мировой политики и места республики в мировом сообществе, а в последующем Глава нашего государства не раз обращался к мировому сообществу с концептуальными речами, в которых дается ясная оценка происходящих в мире процессов и путей выхода из сложившихся ситуаций.

...Вернемся в 1992 год, когда республика переживала огромные социально-экономические трудности, но главная опасность исходила из нерешенности судьбы ядерного оружия, доставшегося Казахстану в наследство от СССР. В 1992-м состоялся визит в Алма-Ату сенаторов С.Нанна и Р.Лугара, который оценивался как начало подключения Казахстана к Программе по совместным усилиям сокращения ядерной угрозы (Программа "Нанна-Лугара").

Однако Казахстан стремился решить не только проблему атомного оружия, но и целый комплекс задач, стоявших перед страной. Так, РК удалось достичь с США соглашений в сфере торговли (май 1992 г.); капиталовложений (май 1992 г.); подготовке соглашений по сотрудничеству в области науки и техники, правовой помощи и правовых отношений, защиты окружающей среды и природных ресурсов, по НПО и ряду других. То есть, несмотря на то, что основной точкой соприкосновения двух государств была необходимость устранения угрозы распространения ядерного оружия и его компонентов, казахстанский лидер добивался и достижения договоренностей по другим, не менее важным для РК сферам жизнедеятельности.

С 13 по 19 февраля 1994 г. прошел второй визит в Вашингтон Президента Н.Назарбаева, в ходе которого был подписан базовый документ - Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Этот документ лег в основу двусторонних отношений на многие годы вперед.

Одновременно своего логического завершения достигло и решение проблемы ядерного разоружения Казахстана. 5 декабря 1994 г. в Будапеште, на саммите ОБСЕ в торжественной обстановке руководители США (а также лидеры Великобритании, России и Франции) подписали Меморандум о предоставлении гарантий безопасности Республике Казахстан. Позже к этому Меморандуму присоединился и обладающий ядерным оружием Китай. И уже 21 апреля 1995 г. из Казахстана были вывезены все ядерные боеголовки.

Таким образом, отношения между США и Казахстаном развивались до 1995 г. достаточно стабильно, что было гарантировано взаимной заинтересованностью обеих сторон в точном выполнении Договора о сокращении наступательного вооружения (СНВ-1).

Второй этап казахстанско-американских отношений был ознаменован визитом Н.Назарбаева осенью 1997 г. в Соединенные Штаты. Данный визит имел ярко выраженный экономический характер. Ядром его программы стало подписание Соглашения по эксплуатации прикаспийских нефтегазовых месторождений, в том числе шельфовых. Данное событие было дополнено подписанием Программы экономического партнерства между Казахстаном и США, которая стала своеобразным продолжением Хартии о демократическом партнерстве 1994 г. Тогда же президент США Билл Клинтон провозгласил Казахстан "стратегическим партнером США в Центральной Азии".

Сотрудничество с США в экономической сфере необходимо рассматривать как важнейшую предпосылку укрепления позиций Казахстана в международных отношениях, а также доступа к передовым технологиям. Так, именно США стали инвестировать в экономику Казахстана крупные финансовые вложения, в частности, американские деньги были направлены в энергетический сектор страны. И на данный момент Соединенные Штаты являются крупнейшим иностранным инвестором РК. Вашингтон обосновывает необходимость диверсификации энергопоставок тем, что в стратегиях национальной безопасности страны отмечается: обеспечение энергетической безопасности США входит в число основных приоритетов внешней политики страны.

В 1997 г. двусторонние отношения между США и РК обрели новый аспект, что было связано с изменениями в американской стратегии: Вашингтон открыто объявил Центральную Азию зоной своих национальных интересов. Первым результатом данной стратегии стал успех в диверсификации поставок нефти на мировые рынки. Так, в ноябре 1999 года в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле ряд каспийских государств, в том числе и Казахстан, а также Турция и Грузия подписали пакет политических соглашений о строительстве нефтепровода "Баку-Тбилиси-Джейхан" (БТД).

Начало нового тысячелетия ознаменовалась в США приходом нового президента - Джорджа Буша-младшего. К этому времени основными интересами Соединенных Штатов в Казахстане оставались энергетические, данную линию продолжил и новый американский президент. Так, 1 августа 2001 г. Палата представителей Конгресса США одобрила основные положения энергетической стратегии, разработанной администрацией Буша. Отдельная глава была посвящена Каспийскому региону и необходимости разрабатывать каспийские ресурсы, в том числе в Казахстане.

Приоритет развития нефтегазового сектора в Каспийском регионе в целом, и в Казахстане в частности, обоснован несколькими факторами. Это и большие объемы углеводородов, и переплетения фактора экономической безопасности с сугубо политическими вопросами, что позволяет одновременно с решением экономических проблем конвертировать интересы США в конкретную геополитическую стратегию на всем евразийском пространстве. Именно поэтому США придерживаются линии, заключающейся в многовариантности маршрутов транспортировки углеводородов прикаспийских стран.

Третий этап развития двусторонних отношений берет начало с террористических атак на США 11 сентября. Таким образом, в начале нового тысячелетия одним из наиболее приоритетных аспектов сотрудничества Вашингтона с Астаной стала сфера безопасности. А политические контакты двух стран - и на высоком уровне - стали более частыми.

Казахстан выступил с жестким осуждением террористических актов, совершенных в Вашингтоне и Нью-Йорке, и поддержал антитеррористическую кампанию США в Афганистане. Поддержка Казахстаном операций США в Афганистане и Ираке высоко оценена американской стороной. В этой связи закономерным явился пятый визит Н.Назарбаева в США (18-21 декабря 2001 г.). В ходе встречи лидерами Казахстана и США были обсуждены вопросы обеспечения международной и региональной безопасности, а также дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в данной сфере. По итогам переговоров Н.Назарбаев и Дж.Буш подписали совместное заявление о сотрудничестве, получившее название «Новые взаимоотношения». В этом документе говорится о намерении укреплять долговременное стратегическое партнерство как в сфере борьбы с терроризмом, так и в экономической сфере.

Так, террористические атаки 11 сентября 2001 года наложили свой отпечаток на внешнеполитический курс Вашингтона, и решение вопроса по альтернативным маршрутам транспортировки энергоносителей Казахстана на мировые рынки пришлось отложить. Контакты Казахстана с США на официальном уровне активизировались во второй половине 2005 г. В августе состоялся визит министра иностранных дел РК Касым-Жомарта Токаева в США, по результатам которого было объявлено о стратегическом партнерстве между Казахстаном и США.

В марте 2005 года министр энергетики США Самуэль Бодман заявил, что США заинтересованы в присоединении Казахстана к трубопроводу БТД. Соглашение о транспортировке казахстанской нефти через трубопровод было подписано 16 июня в Алматы Нурсултаном Назарбаевым и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. На этих переговорах речь шла о 3 млн тонн казахстанской нефти, которые из порта Актау будут доставлять в Баку танкерами. В дальнейшем объемы казахстанского экспорта по БТД планировалось увеличить до 10-25 млн тонн, вследствие чего стала необходимость строительства нефтепровода по дну Каспийского моря, так называемого проекта Транскаспийского нефтепровода, активно лоббируемого США.

После положительного решения вопроса о судьбе БТД, 27-29 сентября 2006 года состоялся официальный визит Президента РК Н. Назарбаева в США. В этой связи Белый дом подчеркнул значимость визита казахстанского лидера для официального Вашингтона, отмечалось, что отношения между Казахстаном и США достигли уровня долгосрочного и стабильного партнерства. В ходе встречи двух президентов был обсужден широкий спектр вопросов, представляющих взаимный интерес: продвижение демократии, война с терроризмом, энергетическая диверсификация, вопросы экономического сотрудничества.

В постсентябрьский период Казахстан активно сотрудничал с США в проведении борьбы против международного терроризма: был сформирован и направлен в Ирак "КазБат", проводились совместные военные учения с войсками США и стран НАТО, предоставлялся гуманитарный груз афганскому народу и т.д. Следует отметить, что если на первоначальном этапе руководство США отдавало предпочтение военным методам борьбы с силами международного терроризма, то в последующем оно пришло к пониманию необходимости бороться с истоками терроризма: бедность, низкий уровень образования, слабая экономика и др. В итоге стало больше уделяться внимания решению социально-экономических проблем афганского народа. Свой вклад в этом направлении внес и Казахстан, отправлявший гуманитарные грузы населению Афганистана, а также принявший решение обучить в отечественных вузах афганскую молодежь.

Финансово-экономический кризис, охвативший весь мир в 2007 году, несколько снизил динамику двусторонних отношений, что было связано с последствиями кризиса в США и необходимостью для руководства Белого дома переориентировать внимание на решение внутренних проблем. Тем не менее, даже в эти годы контакты Астаны и Вашингтона носили комплексный характер. Так, в 2010 году по итогам визита казахстанского лидера в США было принято Совместное заявление президентов двух стран, в котором были отмечены следующие пункты: расширение сотрудничества в области ядерной энергетики и по линии научно-технического сотрудничества, поощрение двусторонних проектов в сельском хозяйстве, укрепление контактов между гражданскими обществами РК и США.

Однако ядром данного визита стало участие Н.Назарбаева в Глобальном саммите по ядерной безопасности, на котором наш лидер вновь призвал мировое сообщество к нераспространению ядерного оружия. При этом следует отметить, что вклад Казахстана в международную безопасность - неоценим, так как наша страна единственная в мировой истории добровольно отказавшаяся от четвертого в мире арсенала ядерного оружия и с первых дней независимости проводящая политику ядерного нераспространения. Данную политику продолжает реализовывать Президент РК Нурсултан Назарбаев. Так, в сентябре текущего года в Нью-Йорке Глава нашего государства, выступая на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, предложил три принципа ядерной безопасности. Во-первых, Астана заявила о необходимости совершенствовать общепланетарные механизмы управления процессами в сфере развития атомной энергетики. Второй принцип подразумевает необходимость четких общепризнанных механизмов кризисного реагирования на атомные чрезвычайные ситуации. Третий принцип заключается в необходимости обеспечить незамедлительное информирование мирового сообщества о любых, даже самых незначительных инцидентах на ядерных объектах.

Таким образом, за 20 лет казахстанско-американские отношения претерпели развитие в сторону стратегического партнерства, когда каждая сторона получает выгоды от взаимовыгодного сотрудничества. США в лице Казахстана обрели надежного партнера в регионе Центральной Азии. Тогда как Астана укрепляет свои международные позиции за счет наращивания двусторонних отношений, привлекает крупный американский капитал в дальнейшее экономическое развитие, а также обретает бесценный опыт строительства демократического, правового государства.

Подписывайтесь на наш канал:

Поделиться:
Читайте также
Оставить комментарий
+7
Отправить
Сотрудники онлайн
Редактор
Ринат Дусумов
Ринат Дусумов
954-047

Архив