Я шопоголик. Почему возникает непреодолимое желание все скупать
Импульсивные покупки, наверняка, совершал хотя бы один раз каждый человек. Купишь что-то, в тот момент очень нужное, а потом оно так и остается неиспользованным, теряется в недрах шкафов. Психолог Дмитрий Агапов говорит, что грань между такими покупками и шопоголизмом весьма тонкая и нужно вовремя остановиться, чтобы не превратить в ад свою жизнь и свое жилище. Подробнее – в материале корреспондента агентства Kazinform.
Шопоголизм или ониомания – понятие, которое появилось относительно недавно. Однако число шопоголиков неизменно растет. Достаточно посмотреть, с каким маниакальным терпением люди сутками ждут скидок и распродаж у дверей магазинов, заказывают сотни товаров на маркетплейсах.
- В какой момент страсть к покупкам приобретает черты психологической проблемы?
- Нужно различать две формы шопоголизма. Всем нам свойственно совершать импульсивные покупки. Но другое дело, когда человек неадекватно много покупает вещей, не может не купить что-то, берет кредит на покупку, когда нарушается его приспособленность к жизни, когда в квартире уже нет места для него и вещей, когда он вступает в конфликты с близкими из-за своих бесконечных приобретений. В таком случае можно говорить о клинической картине. В международной классификации такого заболевания как шопоголизм нет. Его можно описать в рамках какого-либо другого синдрома, навязчивого поведения, например.
- Поведение шопоголика чем-то похоже на поведение наркомана или игромана?
- Механизм развития может быть таким же. Шопоголизм в общем смысле – это побег туда, где человек испытывает состояние психологического опьянения. Во время выбора товара и покупки он находится как будто в состоянии эйфории, отключается от реальности. А почему хочется туда сбежать? Потому что реальность серая и скучная, тяжелая и напряженная – некомфортная для человека.
- Можно ли сказать о том, что шопоголизм – это болезнь 21-го века?
- Мы живем в период профицита, выбор товаров огромный. И тем не менее, в период Советского союза тоже были шопоголики, которые искали нужные им вещи, выменивали, находили фарцовщиков, влезали в долги, только чтобы купить что-то. Сейчас к шопоголизму добавляется влияние моды. Многие люди четко ей следуют и совершают бесконечные покупки. Но в случае с модниками на первый план выходит тревога по поводу внешней оценки: соответствуют он каким-то канонам моды, как его оценят, как на него посмотрят. Для таких людей важен взгляд со стороны. Соответственно, они не будут носить модель из устаревшей коллекции и снова и снова совершают покупки.
- Когда приходишь в супермаркет за хлебом и выходишь с полной корзиной – это первый шаг к шопоголизму?
- Еще раз повторю, импульсивные покупки свойственны каждому из нас. И психологи в этом случае не исключение (улыбается). Реклама и маркетинг строятся на импульсивном поведении. С одной стороны, пока это не приобрело клиническую форму, ничего критичного в таких покупках нет, с другой – это нагрузка на бюджет, недовольство семьи и так далее. Стоит задуматься. О шопоголизме можно говорить, когда покупка совершается ради покупки. Человек не пользуется тем, что покупает, просто складирует.
- Традиционный вопрос: что делать? Как поступить, если обнаружил в себе или близких шопоголика?
- В первую очередь, задать себе вопрос – зачем мне этот товар? Если покупка совершается на маркетплейсах, то не торопиться оформлять заказ. Оставить товары в корзине, пойти прогуляться, попить чай – перебить состояние ража, опьянения от покупок. Потом вернуться и критически пересмотреть корзину, задавая к каждому товару вопрос «как я буду это использовать». Можно усложнить себе покупки, например, отвязать карту, удалить приложение, через которое покупать легче. Перед походом в супермаркет составлять план покупок и строго ему следовать.
Второй шаг - попробовать выяснить глубинную причину своего поведения: для чего я это делаю? Жажда власти, демонстрация статуса, привлечение внимания, желание получить удовольствие во время шопинга? И когда ответ будет найден, искать иные способы удовлетворения. Простой запрет только усугубит состояние и приведет либо к смене зависимости, либо к накоплению психоэмоционального напряжения. В шопоголизме, как и в других зависимостях, есть вторичная выгода – психологическая. Человеку этот процесс покупки для чего-то нужен. Вторичную выгоду нельзя отменить, ее нужно заменить каким-либо другим экологичным способом. Например, научиться отдыхать. Но это сработает, если шопоголизм не имеет клинической формы. В этом случае задача близких – искать помощи у специалистов и заставить шопоголика обратиться к специалисту.