Взять под контроль электронные аукционы по недропользованию просят сенаторы

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Взять под контроль проведение электронных аукционов по недропользованию с привлечением общественности просят сенаторы, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«В прошлогоднем Послании народу Казахстана Президент нашей страны одной из приоритетных задач исполнительной власти поставил серьезную активизацию работы по привлечению прямых иностранных инвестиций. Как показывает статистика, более половины от всего объема привлеченных прямых инвестиций составляют инвестиции в нефтегазовую сферу», - отметил сенатор Нурлан Бекназаров, озвучивая запрос от группы депутатов в адрес Премьер-Министра РК на пленарном заседании палаты.

Депутат добавил, что в ряде регионов нашей страны организации нефтегазовой отрасли обеспечивают достаточно серьезную поддержку социально-экономической стабильности, занятости и формируют доходы населения, сохранение которых в нынешних сложных условиях определено главной задачей в Послании Главы государства от 1 сентября 2020 года.

Кроме того, прямые налоги от организаций нефтяного сектора являются одним из источников формирования Национального фонда РК, выделение средств из которого сыграло и в ближайшие несколько лет будет играть существенную роль в поддержке экономики и выполнении обязательств государства в социальной сфере в условиях пандемии COVID-19.

Таким образом, особенно остро стоит вопрос в прозрачности регламентации всех аспектов деятельности нефтегазовой сферы и, в частности, вопросов предоставления права недропользования.

В декабре прошлого года, при прохождении в Парламенте поправок в Кодекс о недрах и недропользовании депутатами неоднократно обращалось внимание на создание транспарентных условий при привлечении инвестиций в область недропользования.

«Не секрет, что в стране имеется большая часть посредников перепродающих право недропользования зарубежным инвесторам. Вопросы владения и пользования недрами, как и землей, и другими природными ресурсами, являются самыми злободневными проблемами на современном этапе и попытка создать нетранспарентный механизм передачи недр в пользование, в том числе и иностранным компаниям, может повлечь социальные обострения в обществе», - подчеркнул Нурлан Бекназаров.

Сенатор также отметил, что в своем недавнем послании Президент страны особо подчеркнул необходимость положительного ответа на усиливающийся общественный запрос на справедливое разделение выгод от роста национального дохода, и, что любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства.

Более того, в Послании отражено, что принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом будет одним из основных принципов, на которых должен базироваться новый экономический курс нашей страны, а также Главой государства поручено разработать и принять Закон «Об общественном контроле», призванный обеспечить открытость и подотчетность обществу государственных органов и квазигосударственного сектора.

Пунктом 5 статьи 99 Кодекса «О недрах и недропользовании» (далее – Кодекс), предусматривается, что компетентным органом принимается подзаконный акт об электронных аукционах.

Приказом и.о. министра энергетики Республики Казахстан от 30 июля 2020 года № 269 были утверждены соответствующие Правила проведения аукциона с использованием интернет-ресурса оператора электронных аукционов на предоставление права недропользования по углеводородам в электронной форме.

С момента принятия Кодекса (на протяжении более 2,5 лет), министерство готовило необходимые документы в его реализацию, и на протяжении этого срока фактически не было ни одного конкурса в области углеводородов.

Тем самым был создан искусственный дефицит выставления участков на конкурс, в результате которого значительно снизился объем инвестиций, привлекаемых в регионы страны.

По мнению ряда юридических компаний, министерство в принятых Правилах, по сути, пытается установить не предусмотренные законом ограничения для предпринимателей, создающие нетранспарентные и неравные условия для участников .

Принятые Правила идут в разрез с поручениями Президента об открытом Правительстве, о доступности информации для населения, общественном контроле за государственными ресурсами в целях устранения коррупции и возникает вероятность недополучения государством значительного дохода, передачи выставляемых блоков в руки спекулянтов, и, как следствие, потери интереса иностранных компаний к вложению инвестиций в экономику нашей страны.

Вместе с тем, в Правилах не раскрыты или очень сжато и непонятно изложены следующие вопросы: основные принципы аукциона; полномочия его субъектов и конкретизации объектов аукциона; сроки его проведения; несогласованность в терминологии; также отсутствуют положения направленные на исключение или минимизацию проблем рейдерства; недостаточно урегулированы вопросы по техническим сбоям; существует значительное количество внутренних противоречий и прямое несоответствие нормам Кодекса и другим законам.

Оператором проведения электронных аукционов была выбрана коммерческая организация с участием государства в уставном капитале, и на нее была возложена часть государственных функций, передача которых не предусмотрена законом.

При этом оператор не несет ответственности за возможные злоупотребления, как во время предварительных стадий (обработка и регистрация заявлений и т.д.), так и во время проведения аукциона.

Привлечение оператора к ответственности по составам коррупционных правонарушений также является сомнительной.

Вышеуказанные недостатки в управленческих решениях государственного органа и принятие решение о проведении электронных аукционов по углеводородам, дали толчок для активизации всякого рода посредникам и рейдерским компаниям для организации спекулятивных сделок с потенциальными и реальными инвесторами.

В связи с этим, сенаторы просят привлечь экспертов и общественность, с целью организации общественного контроля при проведении электронных аукционов на предоставление важнейших природных ресурсов; взять под контроль проведение электронных аукционов по недропользованию, в целях исключения искусственных технических сбоев или иных коррупционных злоупотреблений, для определения победителей на конкурентной, открытой основе.

Сейчас читают