​Возвращенная память: Таласский курултай, Моголистан и Казахское ханство

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует вышедшую на страницах газеты «Казахстанской правды» статью члена-корреспондента Национальной академии наук РК, доктора исторических наук Дархана Кыдырали.

В наступившем году исполняется 750 лет со дня проведения Таласского курултая, ставшего поворотным событием в нашей славной истории. На священной земле Таласа, на которой был в свое время основан целый ряд государств, в 1269 году состоялся курултай, созванный Хайду-ханом, в результате которого в Великой степи появились два новых независимых государства - Улус Джучи (Улуг Улус - Золотая Орда) и Моголистан. Таким образом, в нынешнем году исполняется также 750 лет Золотой Орде и Моголистану.

Моголистан и идеал Вечного Эля

Когда мы смотрим на историю наших предков во всей ее целостности на стыке времени и пространства, становится ясно, что Казахское ханство, восходящее своими корнями к таким великим кочевым государствам прошлого, как империи саков, хуннов и тюркские каганаты, в более близкой ретроспективе является непосредственным преемником Улуса Джучи и государства Моголистан. В данной связи мы часто упоминаем историческую связь Казахского ханства с Золотой Ордой, однако порой забываем о наследии Моголистана, который в свое время предоставил свою территорию для основания молодого казахского государства, которое впоследствии продолжило его традиции. Ясно также то, что данная тема не исследована долж­ным образом прак­тически никем, за исключением таких ученых, как В. В. Бартольд, В. П. Юдин, К. А. Пищулина. Не по этой ли причине грубая ошибка оказалась допущена даже в худо­жественном фильме «Алмазный меч», посвященном истории Казах­ского ханства, в котором жители Моголистана и его столицы Алмалыка показаны нарочито не похожими на жителей степи?

В знаменитом произведении Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди» так сказано о формировании Казахского ханства и о правителе Моголистана Есенбуге: «По причине многочисленнос­ти войск Есенбуга-хана, эмир Абу Саид (потомок Эмира Тимура) не в состоянии был противостоять ему... Могольские эмиры, каждый сам по себе, ставили крепости и не подчинялись даже хану. Хан их не трогал, надеясь, что однажды они вернутся. Это было время, когда Абулхаир-хан правил всем Дешт-и Кипчаком. Ханы Жанибек и Керей откочевали в Моголистан. Хан Есенбуга принял их с почетом и выделил им для размещения местность Козыбасы в бассейне реки Шу, в западной части Моголистана». Это означает, что когда ханы Керей и Жанибек обосновались на земле Шу, Моголистан не только предоставил свою территорию для основания Казахского ханства, но и оказал ему естественную поддержку как подлинно братское государство.

Слово «могол», от которого происходит название «Моголистан», начиная с XV века начало употреб­ляться как обобщенный этнополитоним для тюркских и монгольских кочевников. Моголистан, возникший на месте Караханидской державы, охватывал регион, начинаю­щийся от Кашгара на востоке, через Жетысу, и далее, смыкаясь с землями Шу, Таласа и Каратау, прости­рающийся до самой Сырдарьи. Часть Чагатайского улуса также в ХІV-XV веках называлась «государство Моголистан, Могольский улус, Моголия». Позже государство Мухаммада Бабура, уроженца этого же региона, обосновавшегося в Индии, также называлось Могольским государством.

Следует также сказать, что при изучении родословных коренных родоплеменных групп этого регио­на также становится очевидной особая роль государства Моголис­тан в формировании казахского народа на протяжении веков. Востоковед В. П. Юдин высказывал мнение, согласно которому «Моголы - это группа тюркоязычных кипчакских племен, в ее составе находились такие племена, как керейт, канлы, дуглат». Кыргызский ученый О. Караев считал, что «население Моголистана составило основу формирования казахского народа». Мухаммед Хайдар Дулати в своей знаменитой книге утверж­дает, что «моголы и кыргызы - это один народ».

Таким образом, начиная с середины XIV века складывается этническая общность под названием «могол». С этногенетической точки зрения государство Моголистан оказало особое влияние на переформатирование древнего и современного этнического состава народов Центральной Азии. В этом могущественном государстве окрепла и развивалась исламская культура на фундаменте тюркской традиции.

Могущественный хан Хайду-бек

Говоря о государстве Моголис­тан, необходимо отдельно остановиться на личности такого могущественного правителя, как Хайду-хан, который, выступив против хана Хубилая, когда тот перенес столицу государства в Кайпинфу, таким образом повернул колесо истории в новом направлении, сыграл историческую роль объединителя тюрков и заслужил особую славу среди потомков Чингисхана. В трудах таких историков, как Рашид-ад-Дин, Джамал Карши, Вассаф, а также в летописи «Юань ши» сохранилось довольно много сведений о храбром военачальнике Хайду, родившемся от Кашына - пятого сына хана Угэдэя (Огетая). Израильский ученый Михаль Биран в своем труде «Хайду и становление независимого монгольского государства в Центральной Азии» (Qaidu and the Rise of the Independent Mongol State In Central Asia) на основе целого ряда письменных источников последовательно доказывает, что Хайду сыграл огромную роль в соз­дании независимого государства в Центрально-Азиатском регионе.

Хайду, воспитанный великим каганом Угэдэем, с ранних лет участвовал в государственных делах. Когда в 1251 году на трон взошел Монке-каган, он сослал Хайду в Тарбагатай, чтобы держать его подальше от себя, поскольку опасался участия Хайду в борьбе за власть. Но это не испугало молодого волка. Он, опираясь на поддержку Берке-хана, овладел Емильско-Тарбагатайским регио­ном, а также бассейном Черного Иртыша и стал собирать силы. Хубилай также опасался Хайду, который к тому времени успел стать опытным дипломатом и талантливым военачальником, и несколько раз приглашал его к себе «в гости». Однако Хайду прекрасно знал хит­рость своего главного противника - Хубилая и поэтому не поехал в Китай. Вместо этого он продолжил сближение с наследниками Джучи. Историк Джамал Карши, дважды лично встречавшийся с Хайду, писал о нем, как об очень умном человеке и мудром правителе. Рашид ад-дин характеризует его следующим образом: «Он был очень умным, талантливым и хитрым человеком. Все свои дела он решал умом и хитростью». Как бы там ни было, в истории Хайду-хан остался как деятель, внесший огромный вклад в объединение сил династий Джучи, Джагатая и даже Хулагу, для того чтобы сохранить традиционную систему власти у кочевников, на протяжении 65 лет (1236-1301 гг.) стабильно правивший огромным регионом, включавшим Чагатайский улус, юг современного Казахстана, Восточный Туркестан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Афганистан, и ходивший в походы на кагана Хубилая с целью овладеть ставкой великой империи в Каракоруме.

Цель Хайду заключалась в том, чтобы возродить степную традицию кочевой государственности и, поддерживая «Великую Ясу» Чингисхана, установить прочную власть. В те времена мощные союзы кочевых племен, политическая жизнь которых бурлила в Великой степи, объединились под началом Хайду. Знаменитый Марко Поло сообщает в своих записках, что под властью Хайду находились более 100 тысяч вооруженных всадников. Тюркские племена, такие как дуглат, арулат, корулат, жалаир, конкотан, барлас, керей, найман, меркит, конырат и катаган, всегда поддерживали своего правителя.

Хайду, ставивший своей целью сохранить в неприкосновенности традиции предков, организовав курултай в 1269 году, тем самым выступил против Хубилая и заложил фундамент независимых государств по образу и подобию великого Тюркского каганата. На самом деле благодаря политическому курсу Хайду и непосредственно его власти улус Джучи, Чагатайский улус и государство Моголистан начали свое существование как самостоятельные государства, независимые от империи Юань, во главе с Хубилаем. Этим своим шагом, принципиально выступив против переноса Хубилаем центра империи, Хайду продемонстрировал всем вокруг, что его собственная цель - продолжить традиционную государственническую политику своего деда Чингисхана, идеалом для которой был Вечный Эль (Мәңгілік ел), и обеспечить сво­бодную, независимую жизнь для степных кочевников. Он орга­низовал ряд военных походов против Хубилая и сделал все, чтобы овладеть Каракорумом.

Таким образом, великая Монгольская империя разделилась на два крыла: одно на востоке, под властью Хубилая и новое крыло на западе - под властью Хайду, создавшего союз с династиями Джучи, Джагатая и Хулагу. В итоге центральная имперская власть перешла в руки самостоятельных государств и улусов. Эти столкновения продолжались на протяжении 30 лет, вплоть до смерти Хубилая в 1294 году. Хубилай-хан покинул этот мир, так и не сумев победить Хайду, заставить его склонить голову.

В указанный период в более чем 16 городах, в том числе таких, как Тараз, Каялык, Алмалык, Кашгар, Хотан, Бухара и Самарканд, чеканились и широко употреблялись в обороте серебряные дирхемы, на которых была выбита калима (мусульманское свидетельство веры), а также надпись «аль-хахан аль-адиль аль-агзам» («справедливый великий каган») с тамгой Хайду. Очевидно, что уже при жизни Хайду денежный оборот развивался, стремительно налаживались торговые пути и расцветала городская культура. Все это объективно закладывало фундамент для будущего государства Моголистан и оказало заметное влияние на его развитие в дальнейшем.

Исторический курултай на Таласе

По призыву Хайду на берегу реки Талас собрались царевичи и нойоны от династий Джагатая, Угэдэя и Джучи и провели первый великий курултай в истории Центральной Азии. В историю он вошел как Таласский курултай 1269 года.

Исторические места на берегах Таласа не случайно были выбраны местом для проведения курултая. В этом регионе, которому с древних времен придавалось сакральное значение, в свое время был основан Тюркский каганат, здесь тюрки впервые приняли ислам после своей победы над империей Тан в Таласской битве в 751 году, в дальнейшем здесь же была основана держава Караханидов, владевшая такими городами, как Баласагун, Суяб и Тараз. Именно поэтому Хайду провел курултай на земле, священной для всех тюрков, живущих в войлочных домах, которую Махмуд Кашгари в свое время назвал «Улуг Талас» («Великий Талас»). В курултае, организованном Хайду, приняли участие Беркечар и Менгу-Тимур от Золотой Орды, а от Чагатайского улуса - Барак. В. В. Бартольд, останавливаясь на историческом значении Таласского курултая, указывает на тот факт, что его организовал именно Хайду. Курултай вошел в историю Цент­ральной Азии как начало развития самостоятельной государственнос­ти впервые со времени создания гигантской империи Чингисхана. На курултае был принят ряд решений, направленных на сохранение политических установлений «Ясы» Чингисхана, а также исконных тюркских традиций, на защиту интересов кочевников.

«Жамиг ат-тауарих» так повест­вует об этом: «Весной 667 года хиджры (1269 год) все царевичи собрались на джайляу Таласа и Кенжека, там они пировали в течение одной недели, а на восьмой день провели курултай. Вначале говорил Хайду.

- Наш славный предок Чингис-каган покорил весь мир своим умом, а также мечом и стрелами, привел его к единому порядку и препоручил своим потомкам. И вот, по отцовской линии мы все родственники друг другу. Что касается других царевичей и наших братьев, между ними нет несогласия и розни. Почему между нами должны быть несогласие и рознь?! - сказал он.

Барак сказал:

- Да, так оно и есть. Но ведь и я - тоже плод с той же ветки. Мне тоже должен быть дан народ в управление и имущество для жизни. Джагатай и Угэдэй были сыновьями Чингис-кагана. В память об Угэдэй-кагане есть Хайду, от Джагатая - я сам, а от их старшего брата Джучи - Беркечар и Менгу-Тимур. Хубилай, рожденный от Толе, младшего брата, остался каганом. Сейчас он овладел восточными странами - Китаем и Хотаном, необъятность которых ведома только Великому Богу Тенгри. Западные страны от Амударьи до Сирии и Египта получили в удел от отца (Хулагу) сыновья Абака-хана и его братья. А между этими двумя улусами расположены земли Туркестана и Дешт-и Кипчака, находящиеся в вашем владении. Вы все вместе вышли против меня. Сколько бы я ни думал об этом, виноватым я себя не считаю.

Они сказали:

- Правда на твоей стороне. Решение такое: с этих пор не будем вспоминать прошлое, справедливо разделим летние и зимние пастбища и поселимся в горах и степях, поскольку эти земли сильно пострадали от разрушений и не освоены».

По решению Таласского крултая были определены границы трех улусов. Две трети Мавераннахра получил Барак, треть досталась Хайду и Менгу-Тимуру. Власть Хайду распространялась также на окрестности Бухары. Ханы, объединившиеся на общем наследии Чингисхана, с этого времени договорились основывать свои ставки не в городах, а в горах и степях, на открытых местностях. Хайду и Барак дали друг другу клятву вернос­ти и стали друг другу названными братьями - «анда». Когда после курултая Барак потерпел поражение от Абака-хана и погиб, власть Хайду еще более укрепилась. Он заключил соглашение и с Абака-ханом, который правил Ираном, и с ним также стал «андой» - названным братом. Так Хайду, слава и влияние которого росли, основал свою ханскую ставку в степях Шу. Став вдохновителем создания новых независимых государств в Великой степи, он скончался в 1301 году. Рашид ад-Дин сообщает: «В высоких горах Сункарлык, на берегах Или и Шу находятся места захоронения Хайду и его потомков-царевичей». Учитывая это, было бы желательно организовать экспедиции в междуречье Или и Шу, с тем чтобы найти и исследовать эти захоронения.

Таким образом, благодаря Таласскому курултаю произошла дезинтеграция великой империи Чингисхана, и на ее месте возникли три самостоятельных государства, ставшие оплотом тюрко-исламской цивилизации на просторах Евразии - Улус Джучи, Чагатайский Улус и Моголистан. После курултая Менгу-Тимур, правитель Улуса Джучи, провозгласил себя ханом и начал от своего имени печатать монеты. Это было важным признаком государственной независимости. Поэтому имеются все основания для того, чтобы считать Таласский курултай также началом истории Золотой Орды. Иначе говоря, в текущем году исполняется также 750 лет со дня основания Золотой Орды. Как всем известно, одним из наследников Великого Улуса - Золотой Орды впоследствии стало Казахское ханство.

Один из истоков Казахского ханства

Особый вклад в становление ­Казахского ханства внесли исконно тюркские племенные союзы, такие как уйсун, дуглат, карлук, йагма и жалаир, с древних времен населявшие регион, которым правил Хайду, включавший в себя земли Жетысу, Таласа, Шу, Каратау, бассейна Сырдарьи и Мавераннахра. Поэтому история Казахского ханства связана с богатой историей Моголистана не менее тесно, чем с историей улуса Джучи. Одним словом, Моголистан стал одним из истоков Казахского государства. Можно сказать, что потомки Хайду, унаследовавшие кочевую традицию государственнос­ти и степную мудрость, позаботились о ханах Керее и Жанибеке, выделив им земли в бассейне реки Шу. В нашей историографии сложилось и по сей день господствует ошибочное представление, согласно которому Моголистан дал землю казахским султанам с целью использовать их как «щит» против калмыков. Однако, во-первых, Чуйско-Таласский регион не находился на основном пути калмыцких набегов. Во-вторых, в тот исторический период калмыцко-ойратская угроза не существовала как таковая. В-третьих, крайне трудно представить себе, что правитель Моголистана взял и «просто так отдал» пришедшим просить убежища свою священную землю, колыбель Западно-Тюркского каганата и империи Караханидов, а также последнее пристанище могущественного Хайду - основателя самого Моголистана. По нашему разумению, Керей и Жанибек, отправляясь к Есенбуге и прибегая к его поддержке, при этом опирались на решения Таласского курултая, а также ссылались на старинную дружбу Берке с Хайду. Получив поддержку от такого мощного государства как Моголистан, Казахское ханство, получившее территорию и политическое признание, таким образом избавилось от давления со стороны Абулхаира. Иначе говоря, Моголистан не только выделил земельный удел для Казахского ханства, основанного Кереем и Жанибеком, но и оказал ему политическую поддержку, став первым государством, официально признавшим молодое ханство.

Возникновение во владениях ­Моголистана, на берегах Шу и Таласа нового независимого государства, которое возглавили ханы Керей и Жанибек, принесшие с собой наследие Джучиева улуса, стало новой вехой в истории Центральной Азии для тюркских народов с кличем «алаш». В своей программной статье «Семь граней Великой степи» Лидер нации указал на тот факт, что наша история в прошлом исследовалась с европоцентристских позиций. Сегодня мы должны восполнить этот пробел и по-новому осмыслить свое прошлое. В связи с этим мы считаем, что всестороннее, комплексное и основательное исследование истории Моголистана, как неотъемлемой части истории Казахской государственности, является одним из самых актуальных вопросов для отечественной науки. Система государственной власти в Моголистане, его экономика, военно-полити­ческая структура, родоплеменной состав населения, а также биографии таких правителей, как Хайду и Есенбуга - все эти вопросы должны стать темами для фундаментальных научных исследований. Эта страница истории должна войти в школьные учебники как один из истоков Казахского ханства. На месте проведения Таласского курултая следует возвести монумент­ в честь исторической дружбы соседних государств - Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Проведение в трех братских странах торжест­венных мероприятий в честь юбилейной даты основания трех улусов также очевидным образом послужило бы назиданием для будущих поколений. Мы верим, что 750-летие Таласского курултая, исполняющееся в нынешнем году, станет началом для исследований и переосмысления истории и богатого наследия Золотой Орды, Чагатайского улуса и государства Моголистан.

Сейчас читают