Война за энергоресурсы: насколько опасен новый кризис в Красном море

ситуация в Красном море
Коллаж: Wikipedia; Midjourney

В середине декабря мировой рынок оказался под серьезным давлением из-за нападений движения хуситов из Йемена на корабли в Красном море. Кроме того, хуситы наносили удары по территории Израиля, а также атаковали военный корабль США. С учетом того, что здесь проходит основной морской путь из Азии в Европу через Суэцкий канал это сразу вызвало серьезные опасения относительно стабильности поставок, а также их удорожания из-за необходимости следовать вокруг Африки. Как данная ситуация повлияет на мировую экономику, читайте в материале международного обозревателя агентства Kazinform. 

Важность Суэцкого канала для мировой торговли

Некоторые крупные нефтяные копании, в частности, британская компания BP, заявили, что будут временно избегать маршрутов через Красное море. Для мировой экономики это могло бы стать весьма серьезной проблемой, все-таки Суэцкий канал имеет важное значение для мировой торговли. Через него проходит 12% мировых грузоперевозок, среди них 8% всех судов, перевозящих сжиженный газ. В условиях отказа Европы от большей части российского газа для нее в разгар зимы критически важны поставки газа, главным образом из Катара.

ситуация в Красном море
Фото: dzen.ru

Но это также стало бы проблемой для Египта, доходы которого в значительной части обеспечиваются за счет эксплуатации Суэцкого канала. Они составляют $9,4 млрд в год из общих доходов в $43 млрд. Любая нестабильность с поставками сразу создает проблемы для египетского правительства. Причем, в самый неудачный момент, когда у его границ происходит тяжелейший кризис в секторе Газа, где в настоящий момент проходит военная операция Израиля против ХАМАС.

Как нефтяной рынок отреагировал на ситуацию в Красном море

Одним из первых на ситуацию в Красном море отреагировал рынок нефти. Его участники не могут не беспокоиться о призраке нефтяного кризиса после октябрьской войны 1973 года. Тогда нефтедобывающие арабские страны объявили эмбарго на поставки нефти тем, кто поддержал Израиль в этой войне. В результате цены на нефть сильно выросли, образовался ее дефицит, появились очереди на бензоколонках в США. Характерно, что в той ситуации выиграл СССР. Выросшие мировые цены на нефть создали ему условия для безбедного существования в конце 1970-ых годов, тогда был сытый «брежневский застой».

В понедельник, 18 декабря, мировые цены на нефть выросли на 2 %. Таким образом, участники рынка среагировали на возникшую неопределенность с поставками нефти через Красное море. Но уже 19 декабря цены стали падать после того, как США и ряд европейских государств объявили о создании коалиции по обеспечению безопасности судоходства в этом районе. Ее назвали «Operation Prosperity Guardian» (Операция по защите процветания или Страж процветания – прим. ред.).

ситуация в Красном море
Фото: Midjourney

Хотя хуситы заявили, что это не остановит их атаки на суда, связанные с Израилем, тем не менее рынки посчитали, что вмешательство США и их союзников позволит стабилизировать ситуацию. Характерно, что в составе коалиции пока находится только одна арабская страна – Бахрейн и это очень показательно. Нефтедобывающие страны Персидского залива не хотят рисковать репутацией в глазах собственного населения. Потому что декларации хуситов, что они поддерживают палестинцев в секторе Газа, находит поддержку среди многих жителей этих стран.

В этом смысле Бахрейн ничем не рискует. У него традиционно сложные отношения с Ираном. В суннитских странах Персидского залива считают, что Тегеран поддерживает хуситов в Йемене, а также в целом шиитов в регионе. В Бахрейне у власти сунниты, в то время как население на 70-80% состоит из шиитов. В 2011 году на фоне арабской весны шииты поднимали восстание против правящей династии, которое было подавлено при помощи Саудовской Аравии. Поэтому власти Бахрейна могут вести себя более свободно, чем другие арабские страны. Так, наследный принц Сальман бен Хамад бен Иса Аль Халифа осудил ХАМАС за «варварское нападение на Израиль» 7 октября.

Страны Персидского залива не хотят рисковать поставками в Европу

В то же время арабские страны в целом не хотят рисковать поставками в Европу, для них Суэцкий канал имеет значение. Хотя для производителей нефти не так важно, что возрастут расходы на транспортировку вокруг Африки. Это проблема потребителей. Кроме того, риски повышают цены, в то время как тенденцией последнего времени наоборот является их снижение.

Скорее для нефтедобывающих стран Персидского залива важнее, чтобы в этой истории не усилились бы хуситы, с которыми они ведут войну с 2015 года, а также Иран. Несмотря на возобновление дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией в апреле 2023 года при посредничестве Китая, противоречия между ними сохраняются.

ситуация в Красном море
Персидский залив. Фото: Wikipedia,

Кроме того, в случае падения доходов Египта от эксплуатации Суэцкого канала именно государствам Персидского залива придется компенсировать потери. Несомненно, что устойчивость правительства Египта зависит от способности не допускать слишком радикального падения уровня жизни населения. Тем более, что среди египтян довольно популярно движение «Братьев-мусульман» (запрещенная террористическая организация в РК – прим. ред.), идеологически к ним относится и палестинский ХАМАС.

Еще один важный игрок в регионе – Катар, который исторически поддерживает «Братьев-мусульман» (запрещенная террористическая организация в РК – прим. ред.). При этом на его территории находится крупнейшая американская военная база «Аль-Удейд». После 7 октября Катар заявлял, что прекратит поставки сжиженного газа тем, кто поддерживает Израиль, намекая на Европу. Это была такая попытка в меньшем масштабе повторить кризис 1973 года. В некотором смысле хуситы в том числе реализуют и сценарий сокращения возможностей для поставок газа. Но Катару это все-таки не очень выгодно, потому что он теряет деньги и возможно рынок сбыта. Это связано с ростом поставок газа, а также нефти из Северной Америки.

Обострение на Ближнем Востоке никому не выгодно

Здесь стоит отметить, что в целом усилия ОПЕК повысить цены на нефть за счет сокращения ее добычи приводят к тому, что в США становится рентабельной добыча сланцевой нефти, что ведет к росту ее поставок на самый ликвидный европейский рынок. В то же время падение цен на нефть делает ее нерентабельной, что ведет к сокращению предложения на рынке. Далее цикл повторяется.

ситуация в Красном море
Фото: Midjourney

В этом условном цикле есть одна важная деталь, которая связана с ростом тенденции к использованию возобновляемых источников энергии на рынке США и Европы. Эта тенденция особенно усилилась в последние два года. В среднесрочной перспективе это ведет к сокращению потребления углеводородного топлива. Естественно, это сократит размер рынка нефти и газа. Поэтому сохранение доли рынка будет на перспективу основной стратегией для нефте- и газодобывающих стран.

Во многом поэтому уже невозможно повторить использование нефтяного оружия, как это было после 1973 года. Соответственно, арабские страны должны подстраиваться под новую ситуацию. Даже Иран, несмотря на всю жесткую риторику против Израиля, не переходит определенные границы. Правда, возможно, что за него это делают хуситы. Но здесь это скорее вопрос шантажа, чем идеологии.

Хотя, конечно, идеологически хуситы поддерживают ХАМАС, но у них есть свои интересы. Например, им нужны поставки гуманитарных грузов, для чего необходимы открытые порты. Они также хотели бы если не признания, то более интенсивных коммуникаций с внешним миром. У них в целом есть самые разные потребности, в том числе в финансах. Тем более, они не могут не отдавать себе отчет, что даже Иран не стал рисковать вступлением в открытый конфликт. Хотя в отличие от ливанской проиранской организации «Хезболлах», которая находится совсем рядом с Израилем, у хуситов нет особых возможностей нанести ему серьезный ущерб.

Поэтому после создания коалиции во главе с США в Красном море рынки немного успокоились. Между прочим, во время ирано-иракской войны в Персидском заливе в 1980-ых годах шла также еще и «танкерная война». ВМС США взяли под свой контроль безопасность судоходства после атак на танкеры со стороны Ирана и вполне смогли его обеспечить. Очевидно, что военные возможности США с тех пор выросли, а хуситы все-таки не Иран, даже 1980-ых годов.

ситуацию в Красном море
Красное море. Фото: dzen.ru

Конечно, очередное обострение на Ближнем Востоке никому особенно не выгодно. К примеру, если говорить о внутриконтинентальных маршрутах через Центральную Азию, то для них важнее понятная логика развития, нежели чем сиюминутные ситуации, связанные с любыми кризисами. Потому что для нашего региона уже 30 лет остается актуальным вопрос преодоления статуса landlocked countries, которые находятся далеко от морских торговых путей. В мире 44 таких страны. Казахстан является крупнейшей из них. Собственно, это и диктует логику развития, для которой нежелательны никакие конфликты, даже в далеком Красном море, слишком все в этом глобальном мире взаимосвязано.

Сейчас читают