В Улусе Джучи воцарились тюркские традиции и ценности ислама – Бахытжан Сатершинов

доктор философских наук, профессор Бахытжан Сатершинов
Фото: Институт философии, политологии и религиоведения

В Улусе Жошы процветали тюркские традиции и ценности Ислама. О религиозной преемственности в Улусе Жошы и Дешт-и Кыпшак рассказал главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения, доктор философских наук, профессор Бахытжан Сатершинов в беседе с корреспондентом агентства Kazinform.

— В X–XIII веках территория Казахстана превратилась в неотъемлемую часть процветавшей в то время средневековой исламской цивилизации, тогда полностью воцарился синтез тюркских традиций и исламских ценностей. Тюркоязычные племена, населявшие Центральную Азию, Улус Жошы и Дешт-и Кыпшак, благодаря школе ахли рай, сформированной имамом Агзамом Абу Ханифа, приняли суннитский ислам именно этого мазхаба. Российский востоковед Н.Веселовский, говоря о религии средневековых кыпшаков, писал: «До прихода Шынгысхана большинство кыпшаков-половцев приняли мусульманскую веру», — говорит профессор Б. Сатершинов.

По словам ученого, Шынгысхан толерантно относился к верованиям в своей империи. Внук великого правителя хан Берке распространил в Улусе Жошы ислам. 

— Золотая Орда подняла тюркские традиции на новый мировой уровень, с одной стороны она установила тесные связи с христианскими странами — Русью и Византией, с другой стороны — с мусульманскими странами, оставшимися после Арабского халифата. Образовалась могучая евразийская империя, ставшая инициатором новых интеграционных процессов. С начала XIII века, в результате экспансии Шынгысхана, на основе Великой монгольской империи, затем на основе Улуса Жошы империя Золотой Орды оказывала большое влияние на тюркскую культуру. Мнение о личности Шынгысхана, его завоеваниях и созданной им империи различные: кто-то говорит о негативных сторонах, другие подчеркивают положительные стороны. Турецкий ученый Йылмаз Озтуна говорит о тюркском происхождении Шынгысхана, и о том, что, в целом между монголами и тюрками не было значительных различий. Хотя сам Шынгысхан придерживался тенгрианской веры, он с уважением относился ко всем великим религиям, распространенным на Шелковом пути, проявлял толерантность. Он с почетом встречал и китайских монахов, и христианских попов, а также мусульманских дервишей, выслушивал их поучения. Семиречье и Восточный Туркестан покорились монголам мирным путем. Внук Шынгысхана хан Берке распространил в Золотой Орде ислам. А полная исламизация этой империи пришлась на время правления хана Узбека Мухаммеда, в первой половине XIV века. Это подтверждается тем, что казахи всегда говорили: «Религия осталась от Узбека», «При хане Узбеке наши предки приняли религию, ханы Золотой Орды были могучими», — говорит профессор Бахытжан Сатершинов. 

Также ученый сообщил, что правители Золотой Орды благодаря принятию религии кыпшаков и их традиций сами стали кыпшаками. 

— Поскольку ислам прочно занял место в традиционной культуре, казахское историческое сознание также впитало в себя мусульманские ценности. Формированию исторического сознания способствовали и традиции, основанные на степных законах, и шариат, основанный на исламских ценностях. Для управления многоязычного и многоконфессионального каганата были нужны строгие законы. Благодаря единственному положению в своде степных законов «Ясы», который составил в свое время Шынгысхан, о «подчинении большинства меньшинству и уважению меньшинством традиций большинства», монголы переняли язык и веру покоренных народов, а эти народы подчинились установленным правилам. Так стали кыпшаками правители Золотой Орды, — говорит Бахытжан Сатершинов.

Ранее результатами своих исследований Улуса Дучи поделился доктор философских наук, профессор Серик Нурмуратов. По его словам, во времена Золотой Орды установился мир, возросла духовность народа. 

Сейчас читают
telegram