В общей сложности три года моя нога не ступала на землю - ветеран авиации

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ – Последнее воскресенье сентября в Казахстане отмечают День труда. Об особенностях «неземной» профессии корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал ветеран авиации с сорокалетним стажем, заслуженный летчик Казахстана Абишев Макаш Маселевич.

- Макаш Маселевич, расскажите, с чего начинался ваш путь пилота?

- Родился я в городе Джамбул, сейчас это город Тараз. В марте следующего года мне исполнится 80 лет. В 1959 году я поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации. В этом училище до войны учился сын Сталина Василий Иосифович. Училище я окончил в 1961 году. После был направлен в казахское управление гражданской авиации в Алматы, оттуда меня послали в родной город Тараз. Там я начинал летать на АН-2. 8 лет летал на самолете АН-2. После я переучился на АН-24. С 1968 года работал уже в Алматы. Летал на АН-24 потом на ТУ-154. На лету у меня свыше двадцати пяти тысяч часов. Это очень длительный период, так скажем, три года моя нога не ступала на землю. За время работы пилотом-инструктором я был также наставником командира воздушного судна Ербола Абылаевича Оспанова, который долгие годы был шеф-пилотом экипажа Первого Президента РК. Он очень грамотный пилот. Сейчас он вышел на пенсию и преподает в академии гражданской авиации в Алматы по эксплуатации самолетов.

- Вы мечтали стать летчиком?

- Да. Я мечтал. В детстве для меня был примером трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Он великий летчик. Также хочу назвать еще двух летчиков, таких, как они, сейчас нет, это - Сергей Жукин и Александр Покрышкин. Я хотел стать как они. Мой отец с 20–х годов прошлого столетия строил железные дороги, видимо, он и привил мне любовь к транспорту. Я с 4-го класса занимался авиамоделированием, планиризмом, парашютизмом. Всю свою жизнь связал с авиацией, передал это сыну и внукам. Благодаря своей профессии побывал в тридцати странах мира. Работа дала возможность между перелетами отдохнуть, посмотреть очередной новый город. Это ведь прекрасно!


- С какими трудностями сталкиваются молодые люди, поступающие в лётные училища?

- Требуется пройти медицинскую комиссию. Будущий лётчик должен быть абсолютно здоровым, и даже из-за каких-то маленьких проблем происходит большой отсев абитуриентов. Потом нужно сдать вступительные экзамены и нормативы по физкультуре.

- Расскажите о вашей семье, кто пошел по вашим стопам и стал пилотом?

- У меня отец железнодорожник. Мать была домохозяйкой. Воспитал двух сыновей и дочь. Старший сын Ербол тоже летает. Работает сейчас в «Эйр Астана». Тоже выполнял особо важные полеты. Супруга у меня была бортпроводницей. После того, как мы поженились, она решила оставить эту работу и занялась семьей и домом. Дочь работает экономистом в одном из банков страны. Второй сын работает в досмотровой службе аэропорта. По состоянию здоровья он не смог стать пилотом. Мой внук Айдар в 2017 году 10 августа трагически погиб на учебном полете. Он был очень умным парнем. В совершенстве владел английским языком. Был лидером, чемпионом по бальным танцам Казахстана. Это мое страшное горе, которое до сих пор терзает душу. К счастью, от него остался правнук по имени Амир, которому сейчас три года. Младший брат Айдара, Жантуар налетал где-то 150 часов и сейчас получил лицензию. Думаю, в перспективе он тоже будет хорошим летчиком.


- Профессия летчика всё же непростая. С какими трудностями вы сталкивались?

- Профессия пилота считается одной из самых благородных. Красивая форма, безупречная осанка, гордый взгляд. Управлять самолетом - значит брать на себя ответственность за сотни жизней. Служба в воздухе - это колоссальная физическая нагрузка, непрерывное обучение и постоянные проверки. Да, я люблю свою профессию и не минуты не жалел о выборе. Трудности возникают- это и плохая погода, и полёты в труднодоступные места, и эмоциональное напряжение при выполнении санитарных заданий. Бывает тяжело в долгих командировках. Профессия пилота всегда была престижной. Это прекрасная, уважаемая профессия. С трудностями сталкиваются те, кто не хотят постоянно повышать свою квалификацию. В авиации это обязательно. Необходимо хорошо знать руководящие документы, знать руководство летной эксплуатации, знать аэродинамику. Нужно работать над собой. Я сорок летал, видите, жив, здоров. Помните, авиация держится на «трех китах». Первое- это обеспечение безопасности полета. Второе- вылет по расписанию, третье – культурное обслуживание.


- Вы какое-то время управляли экипажем борта, закрепленного за Касым-Жомартом Токаевым - в те годы, когда Касым-Жомарт Кемелевич был на посту Премьер-Министра?

- В 2000 году я работал на республиканском государственном предприятии авиакомпании «Беркут» при Управлении делами Президента. И в то время меня закрепили за этим экипажем. Я выполнял рейсы в течение года. Летали в Женеву, в Минск на саммит и на многие другие дипломатические встречи по разным странам.

- Как бы вы охарактеризовали казахстанскую авиацию в целом?

- В советское время сначала был гражданский воздушный флот. Он был самостоятельным. Потом преобразовали в министерство гражданской авиации. Сейчас это комитет гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Я считаю, что гражданскую авиацию страны надо выделить отдельно. Наше казахское управление раньше было третьим по мощности, после московского и украинского в СССР. В российской авиации половину, наверное, составляли наши пилоты. В те годы было несколько десятков тысяч самолетов. В каждом городе был объединенный отряд. К сожалению, у нас нет профессионального праздника, я считаю, что на западе больше уважения к авиаторам. До 63 лет там точно никто не летает, на пенсию раньше отправляют, а мы летаем.

- Какие советы можете дать молодым, которые решили связать свою жизнь с авиацией?

- Хочу сказать, что самый безопасный вид транспорта - это авиация. Сейчас люди на ровном месте создают сами ажиотаж. Люди гибнут не только за бортом самолета. Можно сказать, что все самолеты безопасные, потому что очень тщательно идет подготовка к рейсу, прежде чем, вылететь, инженерный состав все проверяет. К крушению самолетов приводят разные причины, но чаще всего это, конечно, человеческий фактор. Молодым, кто хочет стать летчиком, во-первых, надо получить хорошия знания. Нужно хорошо знать физику, математику, английский язык. Тем более в наше время знание английского в совершенстве стоит в приоритете. Хочешь быть хорошим специалистом, надо учиться и совершенствовать свои знания. Кроме того, пилоты должны быть сдержанными, иметь высокий интеллект. Здоровье должно быть идеальным.

- Благодарю, за интервью!


Сейчас читают