В Минпросвещения объяснили снижение позиций казахстанских школьников в TIMSS-2023

4 декабря 2024 года Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA опубликованы результаты международного исследования TIMSS-2023. Согласно результатам Казахстан, в сравнении с результатами исследования за 2019 год, значительно сдал позиции, передает корреспондент агентства Kazinform.

школа
Фото: Виктор Федюнин/ Kazinform

Так, в 2019 году казахстанские четвероклассники по математике занимали 31 место, а согласно результатам отчета за 2023 год - 41 место. Восьмиклассники в 2019 году по математике значились на 21 позиции, в отчете за 2023 год – на 29. 

В Министерстве просвещения, отвечая на запрос корреспондента Kazinform, объяснили результаты исследования TIMSS-2023 рядом факторов, которые могли повлиять на снижение позиций Казахстана:

Постпандемийный период

Исследование охватывало период с 2019 по 2022 годы, включая влияние пандемии COVID-19. Во время пандемии традиционный учебный процесс был прерван, и обучение перешло в дистанционный формат, что, по мнению экспертов, негативно сказалось на уровне подготовки учащихся во всем мире, включая Казахстан.

Изменение формата тестирования

В 2023 году тестирование впервые проводилось в компьютерном формате. Этот переход мог повлиять на результаты учащихся, так как привычный для многих письменный формат был заменен цифровым, что могло вызвать трудности в освоении нового способа работы с заданиями.

Общее снижение результатов во всем мире

Казахстан не стал исключением из общей тенденции. В министерстве отметили, что снижение позиций наблюдается у многих стран-участников исследования, таких как США, Бельгия, Сингапур, Малайзия и Финляндия. 

Вместе с тем, было отмечено, что средние баллы казахстанских учащихся остаются сопоставимыми с результатами таких стран, как Франция, Катар и Грузия, и по некоторым показателям даже превышают результаты Малайзии, Бразилии и Саудовской Аравии. 

- Средний балл казахстанских четвероклассников по математике составил 487 баллов. Схожие результаты показали учащиеся французской части Бельгии – 489 и Франция – 484. Достижения школьников 8-х классов Казахстана по математической подготовке составили 454 балла. Схожие результаты показали учащиеся Катара – 451. При этом наши школьники опередили сверстников из Малайзии – 411. Результаты учащихся 4-х классов Казахстана по естественнонаучной подготовке составили 467 баллов, что выше результатов Грузии – 465, Армении – 457 и Саудовской Аравии – 428. Средний результат учащихся 8-х классов Казахстана по естественнонаучным предметам составляет 443 балла. Наши школьники опередили сверстников из Малайзии – 426, Бразилии – 420 и Саудовской Аравии – 419, - пояснили в профильном ведомстве. 

В Минпросвещения добавили, что по итогам TIMSS-2023 планируется публикация национального отчета, который предоставит детальный анализ причин, повлиявших на результаты казахстанских школьников. На основании этого анализа будут приняты меры по улучшению естественнонаучного и математического образования в стране.

Отметим, TIMSS оценивает уровень математической и естественнонаучной подготовки учащихся четвертых и восьмых классов в более 60 странах и территориях мира. 

В 2023 году проведен восьмой цикл международного исследования. В нем приняли участие 64 страны и 6 отдельных территорий (656 360 учащихся 4-х и 8-х классов, 359 098 родителей четвероклассников, 20 802 директоров школ и учителей). 

Ранее стало известно, что грозит вузам за некачественное образование в Казахстане.

Сейчас читают