В кокпар играют настоящие мужчины - интриги фильма «Время стойких»

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Киргизский режиссер, продюсер и сценарист Руслан Акун работал над фильмами и телешоу. Он известен казахстанскому зрителю по фильмам «Салам, Нью-Йорк», «В поисках мамы» и «Герой моей подруги». 20 сентября в широкий прокат выйдет чуть ли не первый за всю мировую историю фильм про кокпар - национальную конную игру кочевников под названием «Время стойких». В эксклюзивном интервью МИА «Казинформ» Руслан Акун рассказал, каково ему было идти по нехоженой тропе, работая над фильмом про кокпар, легко ли было снимать в динамике и помогло ли ему американское кинообразование. 

- Как родилась идея фильма? Почему именно кокпар?

- Идея родилась довольно спонтанно. Многие уважаемые люди давно предлагали посвятить игре кокпар фильм.  На тот момент у меня и у нашей студии не было уверенности, что такое сложный с технической точки зрения проект мы сможем вытянуть. После фильма «В поисках мамы», когда мы достаточно окрепли, мы решили вернуться к этой теме и снять фильм. Нас не пугали трудности, наоборот, это привлекает. Там, где сложно, там есть простор для роста, развития, и мы решились на съемки фильма. Договорились, что все трюки будем делать вживую, привлечем самых лучших каскадеров. Наша цель - снять современную зрелищную красочную картину про настоящих мужчин. Таким родилась идея, и мы приступили.

- Сами играли в кокпар? Когда об этой игре впервые узнали?

- Я сам никогда не играл в эту игру даже на любительском уровне. Эта игра требует от мужчины идеального владения верховой ездой. Я хорошо катаюсь, не смогу сыграть, потому что с точки зрения физических возможностей это очень сложно. Но с детства видел, как у нас играли, вырос в регионе, не в столице. Каждый той, мероприятие всегда сопровождалось игрой в кокпар.

- Кто консультировал?

- У нас с самого начала одной из целей было показать кокпар, жизнь наших кокпаристов максимально достоверно, и в то же время, эпично ( фильм на грани жанров спортивная драма и экшн - прим. авт). Пригласили журналистов еще до написания сценария, истории в целом, они около месяца ездили по отдаленным селам, брали интервью, собирали истории, и привезли нам много материала про жизнь наших кокпаристов, в том числе про турниры. Это стало подпиткой для дальнейшей работы над сценарием. Также с нами работали консультанты, бывшие и нынешние владельцы команд, тренеры, игроки, в этом плане мы подошли очень ответственно. Потому что сама тема требует тщательного и уважительного отношения со стороны создателей фильма.

- В самих сценах игры в кокпар участвовали настоящие участники турниров в кокпар, или каскадеры, не знавшие раньше игру? Кто именно был на экране в таких сценах?

 - Участвовали настоящие игроки. Мы для съемок этого фильма позвали лучших каскадеров - группу Номад, которая славится своими конными трюками, и считаются  одними из лучших в мире! Их зовут в Голливуд, сейчас они находятся в Новой Зеландии на съемках фильма Disney «Мулан». Нам повезло, что мы смогли вместе с ними поработать. Так же были настоящиме игроки, которые выполняли все финты, забивания, обходы на корнях. Это была целая команда из 12 человек из села Караой. Благодаря этим людям все трюки исполнялись вживую без применения компьютерных эффектов и специальных хитростей. Все достоверно, реально. К счастью, никто из участников не пострадал, все прошло на отличном уровне
null null 

- Пригодились ли вам знания, полученные ранее в Америке, во время съемок этого фильма? Ждать ли зрителю какие-то технические или сценарные приемы, на которые не решались казахстанские, киргизские режиссеры ранее?

 - Безусловно, да. Я учился в киношколе Университета Южной Калифорнии, которая по праву считается одной из лучших в мире. После такой школы чувствуешь себя увереннее, весь твой опыт всегда пригождается, придает уверенности. Долго искал сценариста, кто смог бы написать историю, и не мог. Но из-за того, что брал курсы по сценарному мастерству, каждый семестр, решил, что у меня получится, и сам написал. Постарался сделать захватывающую историю, которая держит зрителя до конца.

Вначале мы поставили цель, что зритель должен чувствовать себя соучастником этой игры. Снимали, находясь внутри события, а не со стороны. Если со стороны, как будто по телевизору или на ипподроме, чувства сопричастности не будет. Решили поместить зрителя во внутрь игры, чтобы после просмотра у него сложилось ощущение, что он сам сыграл в эту игру. Это требует определенных знаний, технических решений, и оборудования. Нам пришлось все закупить, привезти, закупить, дальше - экран покажет.

- Сколько длились съемки?

- 37 съемочных дней, не считая выходных и переездов, в целом - полтора месяца. Подготовка шла где-то год. Благодаря этому мы уложились. С технической точки зрения и в плане сценария были сложные съемки, к тому же, во время съемок я неудачно подошел к коню, стоял к нему спиной, а он развернулся и лягнул меня в область позвоночника. К счастью, конь попал копытом не в само основание позвоночника, а в «самолетики»-кости. Получил в двух местах перелом. Меня увезли в больницу, пролежал два дня - надо было снимать, откладывать не могли съемки, и мне пришлось работать лежа с корсетом, из-за этого тоже съемки немного затянулись 

- Почему пригласили много казахстанских актеров?

 -Был очень обширный кастинг. На главную роль отсмотрели более тысячи актеров, нам было важно, чтобы исполнитель главной роли соответствовал ряду жестких требований.  Нужна была звезда, парень, который отлично держится в седле, чтобы он в плане каскадерских моментов был подкован. Также нам нужно было от него отличное актерское мастерство. Многие не подходили, не могли найти человека, кто обладал бы всеми этими качествами сразу. Но нам повезло, что нашелся Асылхан Толепов, который всем требованиям соответствовал, к тому же оказался душевным человеком.
null 

- В каких странах будет прокат, кроме Кыргызстана и Казахстана?

- Помимо названных стран в Узбекистане и Таджикистане, в отдельных регионах России, где жили кочевые народы, для кого интересна тема коня. Хотя бы ограниченный прокат в Турции хотим сделать.

 

- Как думаете, фильм будет понятен только центральноазиатскому, тюркскому зрителю, или европейцы тоже смогут быстро понять особенности игры в кокпар? Сложно ли научиться играть в кокпар с нуля?

- Я думаю, да. Фильм рассказывает об универсальных человеческих ценностях, эмоциях, о преданности, семье, дружбе, сплоченности, решимости, смелости, готовности постоять за себя и за свой родной край, семью. Все люди одинаковые, фильм будет всем близок, найдет отклик. Особенности игры - да, думаю, что это зрелищная игра, требует максимальных физических кондиций, навыков. Я был во Флоренции, у них есть жесткие виды спорта, похожие на регби, только в грязи. И там переломы, в Испании коррида. В этом плане не думаю, что игра покажется дикой. 

- В аннотации к фильму написано, что спасти свой край главный герой может только в том случае, если соберет команду и выступит на турнире по кокпару. Скажите, вы знали в реальной жизни случаи, когда кокпар спасал жизнь людей?

- Это жесткий спорт, и в любом спорте есть риски для здоровья, дальнейшей жизни. Конечно, профессиональный спорт - это всегда травмы. Ты теряешь здоровье, а не наоборот.

Но есть и другая сторона. В кокпар играют самые смелые, стойкие, горячие мужчины, поэтому мы захотели показать настоящих мужчин, которые не ноют, борются до конца с превратностями судьбы, делают это без пафоса, выставления на показ.  

null 

Сейчас читают