В будущем в мире роботов и искусственного интеллекта нам нужны креативно мыслящие люди - Нуралы Кудайбергенулы

Как отметил Нуралы Кудайбергенулы, на фоне глобального экономического кризиса и четвертой промышленной революции Казахстану уже сейчас необходимо готовить новых специалистов, обладающих способностями креативного мышления и умеющих создавать прорывные инновации.
«В эпоху роботов и искусственного интеллекта это должно быть поколение, способное к непрерывному обучению и умеющее мобильно сориентироваться в быстроменяющемся мире. Иначе говоря, уже сейчас нужно готовить людей, способных к самовоспитанию, самосовершенствованию и самоорганизации. Кроме того, в век экспоненциального роста информационного потока человеку нужно уметь надежно обработать информацию, различать достоверную информацию, иметь способность к быстрому анализу, синтезу и принимать правильные решения в условиях риска и неопределенности. Людям необходимо обладать комплексным мышлением», - считает ученый.
Одним из драйверов развития государства эксперт считает образование. Казахстанская система образования должна отвечать требованиям будущего времени, считает Н. Кудайбергенулы.
«Образование - это краеугольный камень или так называемый фундамент, на котором должно базироваться все развитие. Нам нельзя сейчас отставать. Если мы хотим выполнить задачу, поставленную Президентом Нурсултаном Назарбаевым о вхождении к 2050 году в 30-ку развитых стран, то должны подготовить лучший человеческий капитал. В детях мы должны развивать творческое и комплексное мышление. Они должны научиться познавать мир, развивать себя, иметь свою точку зрения на все проблемы и уметь находить решения при любой ситуации. А еще для того чтобы устоять в этом материальном мире, в мире изобилия и угроз, у них должна быть развита мера ответственности, безопасности и духовности. Кроме того, целостная личность («толық адам» (Абай) будет жить в обществе с искусственным интеллектом и с проблемами ограниченных природных ресурсов», - подчеркнул научный руководитель Академии инновационных интеллектуальных технологий.
В школах Казахстана уже несколько лет применяются оригинальные отечественные и зарубежные методы трехмерного и пятимерного образования. Внедряются лучшие системы образования США, Европы и Азии.
«В Казахстане создаются сильные школы, такие как Назарбаев интеллектуальная школа и другие, применяющие международный опыт образования. К примеру, методика корейского ученого Уон Дон Ён по пятимерному образованию, которая проходит апробацию в некоторых казахстанских школах, состоит из развития пяти способностей: интеллектуальных, эмоциональных, физических, самоуправления и коммуникативных. По его мнению, ребенок должен обладать креативным мышлением, верным мировоззрением, интеграционным и глобальным мышлением, быть целостно развитой личностью. Корея вышла в передовые страны благодаря образованию.
Наши казахстанские ученые также разработали различные методы в образовании. Например, ведущий ученый в области образования доктор педагогических наук, профессор Жауымбай Амантурлеуович Караев разработал технологию трехмерной методической системы обучения: многоуровневая (величина усвоения, мотива, активности, умения и качества знаний), иерархическая (порядок подчиненности цели, содержания, методов, форм и средств обучения), где ученики учатся сами проходить задания различных уровней и получают определенные баллы, которые выставляются в «прозрачном журнале», вывешиваемом на краю доски», - поделился он.
В рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан» разработана интеллектуальная технология преподавания и обучения для цифровизации образования - комплексная система «Цифровая школа».
Нуралы Кудайбергенулы считает, что казахстанские школы должны в полной мере применять в обучении цифровые интеллектуальные технологии. В целом, считает ученый, применение цифровых технологий во всех отраслях жизнедеятельности государства значительно улучшит позиции нашей республики на мировой арене.