10:31, 05 Февраль 2009 | GMT +5
Успех страны зависит от уровня интеллектуального потенциала нации
АСТАНА. 5 февраля. КАЗИНФОРМ /Садыкова Ризвангуль/ - На днях Академия государственного управления при Президенте Республики проводила семинар «Компетенция и организация деятельности местных акимов» в рамках курсов переподготоки и повышения квалификации государственных служащих. Участниками семинара были акимы сельских округов, которым прочитал лекцию директор Департамента cтратегии развития Министерства образования и науки РК Серик Ирсалиев.

Он с гордостью отметил, что по доступности образования для населения, согласно данным ЮНЕСКО, Казахстан занимает 1 место среди 129 стран мира.- Серик Азтаевич, система образования в нашей стране вызывает огромное количество вопросов, если не нареканий в свой адрес. Ваша встреча с такой аудиторией дала Вам много пищи для размышлений? Что Вы могли бы сказать по этому поводу? - Есть аксиома, не подлежащая обсуждению ? успех развития любого государства в большей степени зависит от уровня интеллектуального потенциала нации. У нас есть очень много примеров, когда государства, не имея никаких конкурентных преимуществ, кроме своих собственных человеческих ресурсов, достигали успеха в мировом масштабе благодаря тому, что правительства этих государств вкладывали большие средства в образование. Общеизвестный пример сопоставления Ганы и Южной Кореи, которые в середине 50-х годов находились на одном уровне по ВВП на душу населения. Южная Корея в своем развитии сделала упор на развитие человеческих ресурсов. Правительство этой страны из года в год приоритетно вкладывало средства в образование. Уже к началу нового тысячелетия разница ВВП на душу населения между Кореей и Ганой была в разы. Причем большая часть прироста ВВП в Южной Корее получена за счет образования. Или, к примеру, Финляндия. На месте простого лесопильного завода появляется мировой бренд ? Нокиа, только потому, что два десятка лет страна культивировала профессию учителя и сделала эту профессию самой престижной. Казахстан в глобальных тенденциях не может отставать. Поэтому Глава государства и Правительство уделяют огромное внимание образованию. Достаточно сказать, что за последние десять лет инвестиции в образование увеличились почти в десять раз. В 2008г., по сравнению с 2007г., государственное финансирование было увеличено на 25%. Частный сектор все больше и больше вовлекается в систему образования. Общество осознало, что без квалифицированных кадров, без грамотных достойных граждан невозможно строить успешный бизнес. Только в прошлом году бизнесменами было построено 16 организаций образования и спортивных комплексов. 56 организаций были капитально отремонтированы за счет частных вливаний. Существует большое количество частных университетов, у нас их намного больше, чем государственных. Развивается сеть частных школ, дошкольных учреждений. Благодаря вниманию, которое уделяют Президент и Правительство образованию, в прошлом году мы впервые стали участниками международного сопоставительного исследования математических достижений наших школьников четвертого класса. В исследованиях приняло участие 67 государств. Более 30 участвовали в исследованиях четвероклассников. По математике мы заняли 5 место в мире. Впереди нас только Китай, Сингапур и некоторые другие «азиатские тигры». Позади нас остались США, Россия, Великобритания, многие ведущие державы. По естествознанию мы заняли 11 место, а в командном зачете заняли почетное 7 место. Буквально две недели назад мы получили хорошую весть из ЮНЕСКО. По индексу доступности образования для населения, согласно докладу, опубликованному в 2009г., мы заняли 1 место среди 129 стран мира. Казалось бы, очень много нареканий к нашему образованию, а тут ? первое место. Но есть вещи, к которым мы привыкли, и которые мы реально уже не ощущаем в повседневной жизни. Речь идет о таких показателях, как гендерное равенство, то есть девочки и мальчики должны получать одинаковое образование. Для нас нет проблем с гендерным неравенством в доступе к образованию. А в мире есть много связанных с этим проблем. Другой показатель - уровень грамотности взрослых. Мы совсем не замечаем, что все вокруг нас умеют писать, читать и считать. Это большое достижение, а в мире 776 млн. неграмотных взрослых. Это 16 % взрослого населения! Другой показатель ? сколько учеников доходят до пятого класса. Для нас, само собой разумеется, все. Но в мире 75 миллионов детей не охвачены начальным образованием. Есть Дакарские принципы образования для всех. Многие страны работают над теми вопросами, которые у нас давно решены. Нам есть что показать, и нам есть чем гордиться. - Какова должна быть, на ваш взгляд, стратегия развития образования в Казахстане?- Демографический прогноз свидетельствует о том, что количество детей у нас растет. В будущем все проблемы, связанные с нехваткой ученических мест, детских садов, будут обостряться. Поэтому мы приняли стратегический план с бюджетом, ориентированным на результат в рамках нового бюджетного кодекса, где мы четко определили ключевые проблемы нашего образования, и как с ними работать. Я бы выделил в каждом уровне 1 или 2 основные проблемы, на которых надо сконцентрироваться. Первый уровень ? это дошкольное образование. Доподлинно установлено исследованиями японского Центра раннего детства, соответствующими организациями ЮНЕСКО, что чем раньше мы вовлекаем ребенка в учебный процесс, тем больше он развивается в жизни. Рассчитано, что один доллар, вложенный в дошкольное детство, дает 7 долларов опосредованной прибыли в будущем. К сожалению, экономические трудности начала 90-х годов привели к тому, что сеть детских садов была сокращена в семь раз. Мы потеряли дошкольное образование для целого поколения наших детей. Сейчас нет никаких методик, чтобы оценить тот ущерб, который был нанесен интеллектуальному потенциалу нации. В Западной Европе 90% всех заключенных не посещали детские сады. У них не было навыков ранней социализации, общения, обретения знаний. Во многих странах все дети дошкольного возраста, как минимум, 3 года посещают сады. Платно или бесплатно. Поэтому Президент неоднократно указывал, что развитие сети детских садов является приоритетным в развитии образования. В этой связи мы предусмотрели развитие сети детских садов за счет строительства новых, возврата зданий, ранее бывших детскими садами. За счет развития новых форм дошкольного образования, таких как мини-центры, за счет развития частного образования. У нас уже создан новый стандарт совместно с ЮНЕСКО для обучения детей дошкольного возраста. К 2011 году примерно 50 % детей будет охвачено дошкольным образованием. А в долгосрочной перспективе, планируется, чтобы к 2020 году 100% детей были охвачены дошкольным образованием разных форм. Конечно, важна поддержка государства. Но одних государственных денег не хватит. Поэтому создан проект подробного плана. ?С момента становления независимости наше образование претерпело несколько реформ. Что касается перехода на 12-летнее школьное образование - это механическое увеличение срока обучения или что-то поменяется в содержании? Ведь во многих странах с очень качественным образованием, как, например, в Голландии, система образования не менялась в течение нескольких десятилетий.- На самом деле с 1988 года многие страны, в первую очередь англоязычные, стали переходить на новую идеологию образования. В основе ее лежит понимание того, что мир очень быстро меняется и новые знания появляются с очень большой скоростью. Технические знания удваиваются каждые семь месяцев, и невозможно эти знания вместить в голову подрастающего ребенка. Гораздо важнее в новых условиях научить его самостоятельно добывать информацию, обрабатывать ее, анализировать, успешно и эффективно использовать ее в своей жизни. Несомненно, таблицу умножения надо знать. Но в то же время надо уметь пользоваться знаниями в своей повседневной жизни. Мир очень богат и много совершенно новых вещей приходят в нашу жизнь очень быстро. Еще 10 лет назад сотовый телефон был редкостью, а сегодня, по данным Казахтелекома, чуть ли не каждый гражданин Казахстана имеет сотовый телефон, включая среднестатистических младенцев. В этом быстроменяющемся мире ученик в школе должен получать совершенно иные компетенции, чем те, которые он получал в условиях стабильного общества. Поэтому переход на 12-летнюю систему образования предполагает изменение всех программ, стандартов, ориентации на вышесказанное. Кроме того, такая школа должна быть технически очень хорошо оснащена. Есть такой термин ? e-learning, то есть электронное образование. Во многих странах мира он уже потерял свою актуальность, и его не выделяют отдельно, потому что образование без информационно-коммуникативной среды уже немыслимо. Все учебники переведены в цифровой формат, на уроках активно используются технологии, интерактивные доски, ноутбуки, интерактивная методология, Интернет. Это еще одна проблема школьного образования, мы пока только собираемся создавать единую информационную среду в школе. Мы сейчас подготовили концепцию развития e-learning и надеемся на то, что в течение 5 лет эта концепция позволит нам приблизиться к тем стандартам школьного обучения, которые сейчас существуют в самых развитых странах мира. - Не секрет, что в нашем обществе сложился культ высшего образования, и это, наверное, одно из наших достижений. Но как быть с тем фактом, что обществу нужны и рабочие высокой квалификации. И если мы не должны поощрять миграцию из-за рубежа, что должно сделать ваше Министерство для решения проблем в области профессионально-технического образования?- Проблема в том, что лишь 18% выпускников школ могут иметь доступ к получению профессии за счет государства. Другая проблема ? при наличии большого количества безработных 20% выпускников профлицеев и колледжей не могут трудоустроиться из-за того, что не соответствуют требованиям работодателя. При этом завозится большое количество иностранной рабочей силы ? парадокс. Поэтому в рамках принятой в прошлом году Государственной программы развития системы профессионально-технического образования она должна претерпеть значительные изменения как по содержанию, так и по развитию инфраструктуры. Уже сейчас из 220 специальностей, по которым готовят в профтехобразовании, 72 занимаются по новым стандартам, созданным с участием зарубежных экспертов и работодателей. Основная проблема старой системы профессионально-технического образования была в том, что она функционировала автономно от рынка труда. Наша задача -максимально привлечь работодателя к формированию квалификационных требований, к оценке профессиональной подготовленности выпускников профлицеев и колледжей. С введением ЕНТ все большее и большее количество детей стало предпочитать не идти в десятый класс, а получать профессиональное образование в лицеях или колледжах. В прошлом году около 50% девятиклассников предпочли этот путь. Пришло время, когда количественные показатели должны перерастать в качественные.
-Спасибо за интервью.