Уникальный родник Аулие-бастау в Жамбылской области находится под угрозой (ФОТО)

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Живительный водный источник Аулие-бастау («Святой родник») в Жамбылском районе, в 35 км от Тараза, много лет является местом паломничества как жамбылцев, так и жителей других городов Казахстана и соседнего Кыргызстана.

Круглый год вода в роднике сохраняет постоянную температуру +16 градусов. По сделанному в 2009 году заключению НИИ кардиологии и внутренних болезней Министерства здравоохранения РК, по лечебной значимости вода этого источника сравнима с известными лечебно-столовыми водами «Кулагер-Арасан» (Боровое) и Темирлановского месторождения (ЮКО). Жамбылская вода имеет 17 жизненно важных для здоровья минералов и микроэлементов (магний, кальций, йод, кремниевая кислота и др.). Ее употребление позволяет противостоять многим заболеваниям.

«Эту воду использовал еще мой дед, - рассказал местный житель Омиркул Мырзакулов. - Целебность источника заметили чабаны, когда больные овцы ночевали на берегах этого водоема и потом вдруг выздоравливали. Позже родником стали пользоваться люди, и скот уже не пускают. Сюда приезжают сотни людей за здоровьем, набирают с собой флягами воду. Едут даже купаться на православный праздник Крещения, в январе, при любом морозе». По его мнению, целебные свойства воде дает святой дух. Неподалёку от родника находится могила старца, и местность называется «Аулие» (святой) «бастау». Рядом находится городище «Аулие-Бастау» VI-X вв., относящееся к историческим памятникам областного значения. Родниковая вода через 10 километров впадает в уникальное грязевое озеро, лечебные грязи которого уже много десятилетий используют в своей врачебной практике клиники Жамбылской области. Однако на днях паломники, приехавшие на родник Аулие-бастау, были неприятно удивлены. При въезде на территорию появился шлагбаум, на котором написано требование оплаты 500 тенге за въезд на территорию родника. Вокруг чаши родника поредели деревья и насыпаны валы из шлаковых отходов. «Каковы могут быть последствия этого безобразия? - говорит О. Мырзакулов. - Во-первых, если спиливают деревья возле родников, то родники потом высыхают. Там уже уровень воды сантиметров на 20 меньше летнего, хотя к осени родник обычно наполнялся до краев. Во-вторых, когда пойдут дожди (а они уже пошли) эти отвалы будут вымываться в родник, и шлаки попадут в воду. И какая теперь будет «целебная вода»?».

«Сегодня люди не хотят понимать, насколько бережно нужно относиться к природе, люди забывают заветы наших предков, - говорит ветеран жамбылской журналистики, писатель, экс-депутат Верховного Совета КазССР XIII (последнего) созыва, экс-депутат Мажилиса Парламента РК Аргынбай Бекбосын. - У казахов испокон веков было метафорическое сопоставление Природы и Человека, одушевление Космоса, очеловечивание окружающей природной среды. Поклонение небу - Тенгри, солнцу, огню, воде исходило из кочевого образа жизни, из жизни, близкой к природе. Все необыкновенные явления природы почитались как священные, освященные пребыванием «Аулие», служили предметом поклонения. Многие казахские мифы о священных деревьях, родниках восходят к архаическим воззрениям, одушевлявшим Природу. Известны мифы о сломанных или поваленных ураганом деревьях, истекающих кровью, испускающих крики боли или негодования. Большое несчастье может поразить человека, если он губит подобные природные святыни».

Сейчас читают