Уникальная ниша на мировом туристическом рынке
В настоящее время в своей экономической политике Казахстан определил выбор модели конкурентоспособной экономики с приоритетными отраслями, имеющими экономический потенциал повышения конкурентоспособности, положив тем самым начало развитию системы казахстанских кластеров. В этой связи суть предполагаемых изменений заключается в том, что государство должно регулировать деятельность не одной конкретной отрасли, а кластера.
Переход с течением времени к более высоким технологиям и более дифференцированным сегментам означает, что инновационные процессы идут успешно. Необходимо пояснить, что национальная основа конкурентоспособности отрасли в процессе ее развития может перемещаться внутри «золотого сечения», так как отрасль развивается, происходят сдвиги и изменения. Страна, в которой раньше, чем в других, начинаются такие процессы, добивается определенных преимуществ, таких как экономия за счет расширения масштабов, взаимоотношения с покупателями, репутация фирмы, которые достигаются без всякой конкурентной борьбы. Тем самым создаются условия для возникновения преимуществ более высокого порядка, воссоздание которых требует больших усилий и затрат времени.
Опыт многих стран и регионов свидетельствует о том, что кластеры действительно способствуют высокой эффективности и, таким образом, повышают благосостояние нации. Тем самым роль государства в кластерном развитии экономики заключается в создании благоприятного делового климата для частных предпринимателей, как основных участников проекта и экономики в целом, которые обеспечат более высокую производительность.
Кластерный подход к развитию экономики Казахстана является основой для конструктивного диалога между предпринимателями и властью с целью выявления общих проблем, инвестиционных возможностей, корректировки промышленной и формирования инновационной политики региона и Республики Казахстан в целом.
В условиях рыночной экономики создание туристического кластера в Казахстане становится одной из наиболее перспективных сфер народного хозяйства, на развитие которого определен отдельный «шаг» в национальном плане Главы государства «100 шагов».
Туризм считается ключевой отраслью XXI в., его доля в структуре валового внутреннего продукта в Европе составляет от 1/5 до 1/6 от суммарного объема ВВП. Согласно статистике Мирового Валютного Фонда туристическая отрасль еще в 1998 г. приняла пальму первенства среди экспортирующих отраслей экономики у автомобилестроителей. По прогнозу Всемирной Туристической Организации до 2020 г. количество путешествий во всем мире увеличится в три раза.
Согласно данным Всемирной Туристической Организации рост туризма должен произойти за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристического рынка достигли предела развития. Поэтому Казахстан имеет уникальную возможность занять свою нишу на мировом туристическом рынке.