Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана

В своем выступлении на презентации новой книги автор предупредил: «К существующей исторической литературе по эпохе Чингисхана следует относиться критически, тщательно анализируя каждый факт. Всем известно, например, что побежденные народы нередко выигрывали у победителей «войну пером». Значит, намеренные искажения в их повествованиях неизбежны». Об этом пишет «Казправда» в номере от 16.08.2013 г. (И.Осенин).
Сам Анатолий Оловинцов изучением чингизидов занимается 14 лет. Предметом особой гордости являются составленные им в соавторстве с Г. Табулдиным генеалогические таблицы чингизидов. В них представлены в непрерывной родственной последовательности от отца к сыну, внуку, правнуку и т. д. 30 поколений - от Чингисхана до наших дней. В таблицах - более 10 тыс. имен.
Достижением ученого является и то, что он во многом способствовал изменению отношения к «Покорителю Вселенной»; им буквально «расчищены» вековые негативные наслоения на деяниях полководца. По решению ЮНЕСКО Чингисхан признан человеком второго тысячелетия.
Автор книги доказал его тюркское происхождение, привел неоспоримые аргументы, и теперь сомнений нет - в монгольской империи государственным языком был тюркский.
Заслуженный деятель науки Монголии Базылхан Бухатулы (1932-2012) еще в 1975 году произвел сравнительный анализ языков: казахского, старомонгольского (языка Чингисхана) и современного халха-монгольского. Сходными являются 1 500 корневых слов и 24 000 производных от них. Современные казахи при посещении Монголии пользуются услугами переводчика, хотя в древности (XIII век) все тюркские кочевые племена говорили на одном понятном им тюркском языке.
Когда и каким образом в Монголии изменились язык и религия?
По данным монгольских летописей, к середине XVII века общее население Монголии составляло около 400 000 человек, армия насчитывала 6 туменов под предводительством князей-чингизидов, нередко враждовавших между собой. Поэтому чжурчжени, или, как их теперь стали называть, маньчжуры, легко захватили всю Монголию, а затем и весь Китай (1651). Победители предъявили к прежнему тюркскому населению Монголии весьма жесткие требования, которые привели уже через одно-два поколения к тому, что монголы потеряли «язык Чингисхана» и заговорили на смешанном тюрко-тунгуссо-маньчжурском, который стал называться халха-монгольским. И, быть может, самое главное: в XVI-XVII веках монголы приняли буддизм. Прежний воинский дух монголов под воздействием буддийского клерикализма исчез. Первый буддийский монастырь в Монголии был построен в 1586 году, а в 1917 году их насчитывалось 750.
В Монголии в начале XIII века кочевали племена, которые назывались татары, киреиты, найманы, джалаиры и другие. Свободно общались меж собой, воевали и торговали, ездили в гости, на свадьбы и всегда обходились без переводчиков. Своеобразным «паспортом» кочевников той эпохи могут служить сохранившиеся памятники - каменные стелы с выбитыми на них древними рунами - текстами на тюркском языке. Таких памятников на территории Монголии найдено семь. Точная копия одного из них в настоящее время находится в фойе Евразийского национального университета им. Л. Гумилева. Дата изготовления стел - VIII век. Каждый, покопавшись в памяти, может обнаружить в ней школьные знания о первом тюркском каганате, втором, третьем (уйгурском).
В начале XIII века Чингисхан объединил тюркские племена в одно государство, и тогда возник вопрос: как будут называться люди, живущие в этой обширной империи? Как назвать это государство? Появились названия Монголия и монголы (1206 год). Это нейтральное название не затрагивало ничьих интересов и всех устраивало. Племена мэн-гу, мэн-ва, мохе, мукри, от которых якобы произошло название «монголы», жили в низовьях Амура. Лесные жители занимались земледелием, рыболовством, охотой. Это совершенно другая цивилизация, и кочевники Чингисхана с ними никогда не соприкасались.
Профессор Петербургского университета, доктор истории Востока К. Иностранцев в 1909 году выразился точно: «Политически они были монголами, этнически же - тюрками». Спустя почти сто лет, в 2008 году, в Алматы крупнейший кочевниковед - профессоор Н. Крадин эту же мысль выразил следующими словами: «Я бы сказал так: не Чингисхан был монголом, а Чингисхан создал монголов».
Что касается «Сокровенного сказания монголов», то учеными-историками установлено: оно было написано в 1240 году на тюркском языке. Находилось в архивах Китая. Переведено на китайский язык в начале XV века, а оригинал утерян. Китайский вариант обнаружил П. Кафаров (архимандрит Палладий) и перевел на русский язык в 1866 году. На монгольский язык с китайского труд был переведен в 1917 году. Насколько найденный китайский вариант достоверен?
Пока достоверность текста никак не подтверждена. В «Сказании...» родословная Чингисхана доведена до 14-го поколения, до мифической Алан-гоа, которая родила трех сыновей от «божественного светлого луча». «И станут они царями царей». Откуда такие сведения, если монгольскую письменность ввел сам Чингисхан только в 1204 году, позаимствовав ее от найманов. Мифическое «Сказание...» - это политический миф, который был составлен для того, чтобы обосновать легитимацию (законность правления) Чингисхана и его потомков всеми, кто живет в «войлочных кибитках».
Божественное происхождение Чингисхана от небесного луча для жителей Монголии XIII века, быть может, звучало убедительно. Нам же в ХХI веке необходим документ на любом языке. А его не существует. На тюркском языке с 1204 года документов найдено множество, а на монгольском за 800 лет не обнаружено ни одного.
Здесь, естественно, возникает вопрос: вправе ли мы называть тюркский язык Чингисхана старомонгольским? Безусловно! Ибо сам Чингисхан назвал свой народ монголами в 1206 году, а страну - Монголией. И хорошо, что, несмотря на зигзаги истории, современные халха-монголы сохранили память о Чингисхане.
Мы должны уважать чувство гордости монгольского народа за своего великого предка. Это их прерогатива, национальное достояние. Главная государственная награда - орден Чингисхана. В стране установлен самый большой в мире памятник Чингисхану общей высотой более 40 м. Международное сообщество признало Чингисхана «человеком второго тысячелетия» и создало международную академию «Чингисхан».
Наша задача - изучать наследие Чингисхана, делать правильные выводы. Прямая дискуссия, диалог приведут нас к истине.