Триединство языков - наша главная цель

ПЕТРОПАВЛОВСК. КАЗИНФОРМ - О внедрении трехъязычного образования и о работе, которую в этом направлении проводит СКГУ им.М.Козыбаева на страницах газеты «Северный Казахстан» рассказала директор Института языка и литературы, кандидат филологических наук, профессор Жанар Таласпаева.
None
None

Укрепление международных связей, повышение качества знаний до уровня мировых стандартов -  все это требует  повышенного внимания к развитию языка как главному инструменту общения. Полиязычное образование в стране на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе высшего образования. Именно вуз является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы.  

В соответствии с задачами, поставленными Президентом РК в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., Государственной программе функционирования и развития языков на 2011-2020 гг., Культурной программе "Триединство языков", Плане нации «100 конкретных шагов» СКГУ им. М.Козыбаева, определяет программу последовательного этапа реализации полиязычного образования.     

Сегодня в стране принята Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы и в соответствии с графиком обновленного содержания, образование будет внедряться поэтапно. В рамках реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы начата подготовка к внедрению обучения на трех языках. В 79-ом шаге Плана нации  говорится о поэтапном переходе на английский язык обучения в системе образования в старшей школе и в вузах.

Внедряется трехъязычие в высших учебных заведениях: в 2016 году открыт центр развития трехъязычного образования в НАО им. И.Алтынсарина; разработана и реализуется региональная программа развития трехъязычного образования; в 42 вузах разработаны планы мероприятий по развитию трехъязычного образования; с 2012-2013 учебного года в 32 вузах открыты полиязычные группы; разработан график перехода на английский язык обучения в старших классах и вузах (79 шаг); с 2017-2020 будет осуществляться прием по госзаказу в профильную магистратуру (500 мест), бакалавриат (900 мест) для обучения на английском языке; 500 учителей и ППС по программе «Болашак» (2016-2020гг.) и выделение 450 грантов на подготовительное отделение в вузах для повышения уровня языковой подготовки (2017-2020гг.).

О триединстве языков в Казахстане Президент нашей страны говорил неоднократно. Наряду с духовным развитием народа Казахстана оно было выделено как отдельное направление внутренней политики. Мировой опыт показывает, что успеха быстрее добиваются те страны, население которых свободно владеет несколькими языками. Президент отметил, что «главным преимуществом нашей страны является  многонациональность и многоязычие». Знание трех языков на сегодняшний день - залог успеха в современном обществе, и, как сказал Президент, «обязательное условие собственного благополучия». Проблема бережного отношения к языку как никогда актуальна для нашего независимого государства.

Политика триединства - часть национальной идеологии, нацеленной на становление и развитие конкурентоспособного Казахстана. Развивая три языка, мы не должны забывать о значимости государственного языка, который должен стать консолидатором народа Казахстана. Планируется, что уже к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повсеместного общения.

Немаловажна роль в триаде русского языка, который так же способствует единению и сплочению различных социальных и этнических групп в единое целое. К тому же русский язык выступает средством межкультурной коммуникации и международного сотрудничества со стратегическими партнерами на постсоветском пространстве.

Соответственно  иностранный язык, и в частности, английский, на котором говорит полмира, представляет собой язык успешной интеграции в мировую экономику, международного имиджа Казахстана. Важнейшим шагом на этом пути, играющим ключевую роль, явилось присоединение Казахстана к Болонскому соглашению. Теперь требования к владению иностранным языком обрели конкретные очертания в виде непосредственного  контакта с зарубежными вузами на разных стадиях вузовской и послевузовской подготовки.

Развитие трехьязычного образования в университете способствует систематической реализации данной политики для определения наиболее эффективных методик и дальнейшего формирования полилингвиальной функционально грамотной личности. С целью реализации программы полиязычного образования на базе университета осуществляется подготовка обучающихся на трех языках, количество полиязычных групп с каждым годом увеличивается. В полиязычных группах работают высококвалифицированные преподаватели, прошедшие подготовку и стажировку в зарубежных вузах. На сегодняшний день 98 преподавателей прошли курсы повышения квалификации в АО «НЦПК «Өрлеу», за последние три года 8 преподавателей прошли стажировку в дальнем зарубежье, в таких странах как Великобритание, Германия, Португалия, Испания и др.  Также в целях повышения эффективности реализации программы полиязычного образования для проведения лекций и мастер-классов приглашаются зарубежные и отечественные специалисты в области межкультурной коммуникации. Учебный процесс организован в соответствии с требованиями полиязычного обучения: внедрена уровневая модель обучения иностранному языку с учетом компетентностного подхода по четырем видам деятельности согласно Дублинским дескрипторам, отраженным в Концепции иноязычного образования РК.

Одним из приоритетных направлений деятельности университета является развитие академической мобильности обучающихся университета, как в Казахстане, так и за рубежом. Обучаясь в нашем университете, студент владеющий английским языком  может пройти обучение в течение одного или двух семестров в одном из казахстанских или зарубежных вузах.

Особое внимание уделяется проблемам подготовки кадров на государственном языке, освоению иностранных языков студентами и ППС. Ежегодно в целях развития полиязычного образования и формирования лингвистической компетенции организуются бесплатные курсы по дополнительному изучению английского и казахского языков для ППС и студентов.

Организован конкурс на лучшую лекцию и на практические занятия  на государственном и английском языках с 2012-2013 учебного года. Проведение курсов казахского, английского языка для ППС и студентов СКГУ  также является важным  пунктом в реализации трехъязычного образования. Реализация образовательных программ полиязычного образования обеспечивается свободным доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и базам данных, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий, а также наглядными пособиями, аудио- и видеоматериалами, обучающими программами. Использование различных аутентичных текстов, в том числе газетных, журнальных материалов способствует формированию полиязычной личности в контексте межкультурной коммуникации. На сайте библиотеки созданы рубрики «В помощь изучающим языки». 

  В рамках научно-исследовательской работы со студентами преподаватели кафедр ежегодно проводят конкурс научных студенческих работ на различные темы,  направляют на студенческий республиканский конкурс научных работ лучшие работы на трех языках, пишут дипломные, курсовые работы на казахском, русском, английском языках. ППС и студенты публикуют статьи на трех языках.      

Молодежь сегодня понимает, что главным преимуществом программы полиязычного образования является свободное владение тремя языками, что очень актуально в настоящее время и не ощущают языковых барьеров. Количество языков, на которых человек может свободно излагать свои мысли, всегда было одним из показателей образованности и уровня культуры. Естественно, знать один язык - мало, чем больше языков знает человек, тем более он конкурентоспособен. Современный молодой человек, не зная языков, будет отставать в получении той информации, которая необходима для профессионального роста.

С 2000-го года в Институте языка и литературы на специальности «Қазахский язык и литература» обучались студенты неказахской национальности. Сегодня они успешно трудятся  благодаря свободному владению государственным, русским и английским языками.

Президент Н.А. Назарбаев отметил, что «важно усилить воспитательный компонент процесса обучения.  Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание». Учебная, воспитательная и научная деятельность в университете направлена на формирование поликультурной  личности.

Согласно стратегическому плану  университета, с целью воспитания уважения к языку, развития межкультурной компетенции в Институте языка и литературы проводятся на трех языках  конференции, торжественные собрания, «круглые столы», дебаты, посвященные знаменательным датам, государственным праздникам.

Работа английского клуба кафедры германской филологии так же обеспечивает успешную реализацию задач государства в области языковой политики. Студенты участвуют в тематических заседаниях, выездных экскурсиях, пикниках. На кафедре русского языка и литературы организован и действует клуб знатоков русского языка. Третий год продолжает свою деятельность творческий клуб «Достар» при кафедре казахского языка. К работе клуба привлечены профессорско-преподавательский состав, сотрудники, магистранты и студенты СКГУ. 

На наш взгляд, программа трехъязычия успешно реализуется в вузе. Исходя из наблюдений за студентами, можно заметить следующее: студенты активно пополняют свой словарный запас по трем языкам, расширяют свой кругозор, интересуются культурой языка, который они изучают, учатся уважать и принимать культуру других и окружающих социумов. Такой подход обеспечивает формирование полиязыковой, поликультурной личности, а также быть толерантными в условиях межкультурного взаимодействия. Данная программа будет успешно способствовать трудоустройству выпускников, которые востребованы на современном рынке труда.

Трехъязычие - это направление, которому сейчас уделяется большое внимание, как со стороны государства, так и со стороны общества. Но нужно помнить о том, что это наша общая задача и ответственность. Чтобы вырастить конкурентоспособную и образованную молодежь, мы должны использовать максимум возможностей, которыми мы обладаем, и реформы в сфере образования - хорошая возможность сделать прорыв вперед. 

Сейчас читают