+7 (701) 759 90 19
USD 425.3 EUR 501.05
RUB 5.85 CNY 65.88
Новости

Транзитный потенциал Казахстана будет расти за счет России, Китая и Ирана

2 Ноября 2014 15:12
Поделиться:

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Транзитный потенциал Казахстана будет расти до 2020 года за счет улучшения сотрудничества между Россией и Китаем, а также Россией и Ираном. Об этом сказал представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов, выступая на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» в Алматы на тему «Расширяя единый рынок: транзитный потенциал ЕАЭС».

«Я бы не сказал, что у нас очень большой потенциал, но, если санкционная политика Запада в отношении России усилится, то она расширит сотрудничество РФ с Китаем. Соответственно, транспортный коридор заработает, а идет он через нас, и мы будем получать от транзита относительно нормальные деньги», - сказал он.

По его словам, Казахстану важно развивать торговлю с Ираном.

«При этом Казахстану надо будет стать посредником в том, чтобы торговля Ирана шла не только с европейской частью России, но и Сибирью», - сказал Шибутов.

По словам эксперта, Казахстан в период 2002-2013 годов пять лет имел положительное сальдо и восемь лет - отрицательное - по транзиту грузов по своей территории. В прошлом году Казахстан получил 2,286 миллиарда долларов за транзит через свою территорию, а 2,268 миллиарда долларов заплатил за транзит по территории других стран.

«В основном, мы получаем прибыль от транзита российского и китайского газа через нашу территорию - это около 1,96 миллиарда долларов», - сказал он.

Далее, по его словам, идут железнодорожные перевозки - 850 миллионов долларов, а 250 миллионов долларов - это автомобильный транспорт. Меньше всего поступлений от транзита приносит воздушный транспорт - 86 миллионов долларов.

В то же время Казахстан платит 895 миллионов долларов за транзит по территории других стран автомобильным транспортом, 420 миллионов долларов - воздушным, 859 миллионов долларов - железнодорожным, 91 миллион долларов - морским. За трубопроводный транзит Казахстан почти не платит, потому что республика доводит свои углеводороды до Самары, а далее в дело вступают посредники, рассказал он.

Эксперт напомнил, что в августе текущего года Казахстан предложил россиянам строить газопровод в Китай через свою территорию, так как российско-китайский газопровод планировалось провести через Алтайские горы напрямую в Китай. Однако Казахстан выступил с предложением построить газопровод через Астану и вывести его в районе пограничного пункта Хоргос (или Алашанькоу).

Что касается железнодорожного транзита, то, по словам Шибутова, у Китая есть пять железнодорожных маршрутов, по которым он доставляет товары в Европу. Самый большой из них - «Чуньцин - Синьцзян - Казахстан - Россия - Германия». Доставка по нему на 16 суток быстрее, чем отправление из Чунцина морем в Гамбург, «но из-за того, что россияне установили высокие тарифы, он не очень выгоден».

«Поэтому Китай использует этот маршрут раз или два раза в неделю, что немного. То есть препятствием для нас служат тарифы «Российских железных дорог», - сказал он.

Он напомнил о проекте Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин, включающего приоритетный проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань.

«Возможно, в рамках этого проекта после его реализации будут понижены транзитные тарифы, что выгодно и Казахстану», - сказал эксперт.

Подписывайтесь на наш канал:

Поделиться:
Читайте также
Оставить комментарий
+7
Отправить
Сотрудники онлайн
Редактор
Ринат Дусумов
Ринат Дусумов
954-047

Архив