Торговля в Казахстане: потребительское поведение и тенденции сферы
В структуре ВВП торговля занимает 4-е место, и за первый квартал 2025 года эта сфера обеспечила 16,6% прироста, передает агентство Kazinform со ссылкой на Институт общественной политики.

Высокая значимость торговли в казахстанской экономике объясняется и её постоянной способностью адаптироваться к изменениям потребительских предпочтений. Это подтверждается данными социологического опроса, проведенного Институтом общественной политики.
Данные исследования показывают, что покупатели предпочитают торговые дома и центры, благодаря их возможностям и комфорту.
Особенно этот формат популярен среди молодежи, тогда как жители сельской местности, люди старше 46 лет и пожилые люди предпочитают классические базары и рынки.

Исследование также показало, что супермаркеты и ТРЦ являются наиболее популярным местом покупки товаров повседневного спроса – бытовых товаров (36,9%) и продуктов питания (33,3%).
Базары и рынки сохраняют позиции благодаря следующему сегменту товаров: одежда (43,1%) и бытовые товары (34,7%).
Онлайн-магазины пока не доминируют в общем объёме покупок, однако их популярность уверенно растёт, особенно в сегментах одежды (14%) и бытовых товаров (9,2%). Данный вид покупок больше всего востребован среди молодёжи и женщин.
Что касается общих показателей сферы торговли, то данные Бюро национальной статистики весьма обнадеживают, показывая рост практически по всем направлениям.
Во-первых, оборот оптовой торговли за последние 6 лет увеличился на 74,8%, с 27 трлн тенге до 47,2 трлн тенге. В свою очередь, общий объем розничной торговли за тот же период вырос более чем в два раза, с 11,3 трлн тенге в 2019 году до 23,6 трлн тенге в 2024 г.
Во-вторых, торговля – лидер по числу занятых. В I квартале 2025 года в сфере торговли было занято 1,5 млн человек, что составляет 17,0% от общего числа работающих. При этом это устойчивая тенденция. Несмотря на незначительные колебания последних 6 лет (с 1,43 млн человек в 2019 году до 1,53 млн в 2024 году), доля работников торговли в общей занятости стабильно составляет не ниже 16%.
В-третьих, торговля медленно, но уверено уходит в онлайн. Так, объем рынка розничной электронной коммерции с 2022 года вырос на 60% до 3,2 трлн тенге в 2024 году, а доля с 12,5% до 14,1%.
В-четвертых, женщины по-прежнему составляют две трети от числа продавцов и работников продаж. Стоит отметить, что зафиксирован и рост доли мужчин среди работников продаж с 30% в 2021 г. до 33% в 2024 г.
В-пятых, наблюдается устойчивая тенденция сокращения доли продовольственных товаров в розничной торговле – с 35,6% в 2021 году до 30,1% в 2024 году.
Таким образом, отечественная торговля эволюционирует, и успех здесь будет определяться способностью адаптироваться к цифровым вызовам и меняющимся потребительским предпочтениям.
Напомним, с 2017 года каждое четвертое воскресенье июля Казахстан отмечает профессиональный праздник работников торговли.