Тимур Шаймергенов: Второй год работы Казахстана в СБ ООН будет более результативным

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Второй год работы Казахстана в Совбезе ООН будет более результативным. Такое мнение высказал известный политолог, кандидат политических наук, заместитель директора Библиотеки Первого Президента РК Тимур Шаймергенов в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ».

«В целом, говоря о председательстве в Совете безопасности ООН, достигнутые результаты стали возможными благодаря концептуальному подходу Казахстана к работе в Совбезе - перед казахстанскими дипломатами лежит документ с 7-ю стратегическими приоритетами на 2 года. Это работа не ради пиара, а она, действительно, нужна нашему государству и нашему региону. Впереди еще один год - после первого года опыта, вторая часть непостоянного членства, возможно, будет еще более результативной, так как правила игры в СБ ООН освоены, накоплен определенный опыт, все нюансы работы в этой структуре уже понятны, а свои задачи хорошо видны», - сказал Т. Шаймергенов.

По его словам, теперь казахстанским дипломатам необходимо удержать набранный в первый год ритм и высокий профессиональный уровень, перенести накал непростых политических дискуссий, которые, возможно, только усилятся на фоне второго года администрации Дональда Трампа и происходящих в мировой системе изменений, и завершить непостоянное членство Казахстана с новыми успехами.

Напомним, с 1 января по 31 января 2018 года впервые в истории Казахстан председательствует в Совете безопасности ООН. Ожидается, что 18 января Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в рамках визита в США будет лично председательствовать на тематических дебатах членов СБ ООН высокого уровня.

По мнению Т. Шаймергенова, повестка заседания 18 января - одна из главных и выигрышных тем Главы нашего государства на мировой арене: «Нераспространение оружия массового уничтожения: меры доверия». Кризис вокруг Северной Кореи добавляет остроты этой одной из самых актуальных международных проблем современности.

Оценивая проведенную Казахстаном работу в первый год на посту непостоянного членства СБ ООН, политолог отметил, что это отличный опыт, который дает ощутимые результаты, эффект от которых будет долгосрочным.

Т. Шаймергенов напомнил, что Казахстан принял участие в 280 заседаниях СБ ООН, в рамках которых было принято 89 резолюций и заявлений председателя. Это уникальный опыт работы в рамках запутанной глобальной бюрократической системы, в которой необходим тонкий баланс сил и интересов, который постоянно смещается за счет динамики международного конфликтного фона. При этом, такая работа не всегда адекватна опыту нашей страны. Потому, что 75% работы СБ ООН посвящено сложным и «порой, сумасшедшим конфликтам» в Африке. Сегодня в СБ ООН Казахстан возглавляет Комитет по делам Сомали и Эритреи. Тем самым, наши дипломаты получают практику на полях реальных дипломатических сражений: этот политический опыт станет хорошей закалкой для нашей страны и в будущем он будет передаваться как в МИД РК, так и в стенах Института дипломатии.

Кроме того, по словам Т.Шаймергенова, Казахстан еще раз на деле подтвердил свой международный статус миротворца. Делегация РК регулярно участвует в заседаниях каждого из 22 субсидиарных органов СБ ООН: 15 комитетов, в том числе санкционных; 6 рабочих групп и одной координационной группы по исполнению резолюции 2231 в отношении ядерной программы Ирана.

Как одну из больших заслуг Казахстана в качестве миротворца политолог отметил переговоры по сирийскому вопросу. В течение 2017 года в Астане прошли 8 раундов успешных переговоров по Сирии с активным участием России, Турции, Ирана, США, Иордании и других стран. Итогом переговоров стало создание ряда зон деэскалации на территории Сирии, что значительно уменьшило интенсивность и ареал боевых действий между противоборствующими сторонами и снизило число жертв среди мирного населения. Разрешение вопросов вооруженного противостояния и начало урегулирования - это большой и главный результат астанинских переговоров. Тот факт, что подписанные соглашения, в целом, выполняются, говорит об успешности переговорной площадки. На 2018 год намечен очередной раунд Астанинского процесса, а это уже показатель востребованности.

Далее, Т.Шаймергенов коснулся одного из важнейших вопросов, включенных в повестку казахстанского председательства в Совбезе ООН.

«Как это заявлялось ранее, Казахстан представляет в СБ ООН интересы всех стран Центральной Азии. Именно поэтому наша страна возглавляет Комитеты по Афганистану и по вопросам Аль-Каиды и ДАИШ. И в этом вопросе Астана продолжает конструктивный кооперационный фон в нашем регионе - ежемесячно в Нью-Йорке проводятся брифинги для постпредов стран ЦА при ООН в целях сверки позиций и ознакомления с основными тенденциями работы СБ ООН. Так, на площадке Совбеза ООН Казахстан последовательно продвигает идею о необходимости оказания Афганистану комплексной и эффективной помощи в экономическом и социальном развитии для построения коммуникативной связанности ИРА с внешним миром. В частности, обсуждаются вопросы наращивания совместного со всеми государствами Центральной Азии транзитно-транспортного, торгового, инвестиционного потенциала», - отметил эксперт.

В целях реализации этой задачи 27 ноября 2017 года Казахстан организовал заседание членов СБ ООН на тему «Партнеры для Афганистана: связь безопасности, развития, мира в регионе Центральной Азии». Планируется организовать региональную поездку представителей стран-членов СБ ООН в Кабул, что может дать новый импульс попыткам через развитие урегулировать многолетний кризис в этой стране.

Также в рамках председательства РК в СБ ООН и в контексте продвижения центральноазиатской проблематики на глобальной повестке, 19 января наша страна планирует организовать министерские дебаты на тему «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития».

Как считает Т.Шаймергенов, участие министров иностранных дел стран Центральной Азии и Афганистана, а также глав внешнеполитических ведомств стран-членов СБ ООН позволит обменяться мнениями, обновить приоритеты взаимодействия и попытаться выстроить некий согласованный план действий по развитию Афганистана.

«Понятно, что идея восстановления Афганистана за счет экономических усилий и тесного сотрудничества с его соседями не новая. Эта действительно многострадальная страна самостоятельно никогда не сможет выбраться из нынешнего состояния... и роль соседних стран в решении комплекса афганских проблем является одной из ключевых. Но новое здесь совсем другое - что этот вопрос осознанно поднимает Казахстан при поддержке своих центрально-азиатских партнеров. Ранее эти идеи озвучивались и продвигались разными иностранными партнерами под разными концептами, например, Greater Central Asia - но при этом сами соседи Афганистана к этому были не готовы», - подчеркнул политолог.

По его словам, ранее афганское направление воспринималось в регионе через призму только проблем и вызовов - так, инициатива регионального диалога C5+1, действовавшего при администрации Б. Обамы, работала при неформальном условии невключения Афганистана в центрально-азиатское сотрудничество. Теперь же взгляд несколько меняется. И меняется он, прежде всего, в самих странах региона: афганские проблемы никто не отменяет, но интерес к активизации экономических контактов с Афганистаном растет. Все это отражает целый комплекс геоэкономических и политических изменений вокруг Центральной Азии и внутри нее - эти новые тенденции открывают перед регионом новые возможности: в том числе по-иному взглянуть на своих соседей южнее и попытаться найти выгодные всем каналы макрорегионального сотрудничества.

С учетом вышеизложенного, по мнению Т.Шаймергенова, инициативы Казахстана в рамках СБ ООН при участии других центрально-азиатских государств найдут должную политическую поддержку со стороны мирового сообщества. 

Сейчас читают