11:21, 29 Январь 2009 | GMT +5
Тарланы Марата Бисенгалиева
НЬЮ-ЙОРК. 29 января. КАЗИНФОРМ /Алия Алтынгазина/ - Марат Бисенгалиев - первый из казахских музыкантов, выступивших в самых престижных концертных залах мира, таких как «Ройял Альберт холл», «Эвери Фишер холл», «Карнеги холл». Восторженные отзывы о его таланте и мастерстве публиковали ведущие мировые издания. Американская газета «Нью-Йорк таймс» сравнивает музыканта с виртуозами начала XX века, британская «Таймс» называет его «блистательным солистом». На родине Марат Бисенгалиев был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель Казахстана», премии Клуба меценатов «Платиновый Тарлан», статуэтки «Алтын Адам» за достижения в мировом музыкальном искусстве и вклад в формирование международного имиджа Казахстана.

Уже много лет Марат Бисенгалиев выполняет миссию посла культуры нашего народа на Западе. Очередным шагом в этом направлении стал скрипичный концерт британского композитора Карла Дженкинса «Сарыкыз», мировая премьера которого состоялась 19 января в «Эвери Фишер Холле» Линкольн-центра. С музыкантом беседует корреспондент Казинформа.- Поздравляю Вас с большим успехом! Расскажите о том, как зародилась идея концерта «Сарыкыз», как долго она воплощалась, каких усилий это потребовало?- Начну с выбора композитора. На сегодняшний день Карл Дженкинс - один из самых популярных композиторов мира наряду с американским Джоном Уильямсом. Более того, он является самым продаваемым классическим композитором современности. Его музыка постоянно занимает первые места в классических чартах (хит-парадах). Выбор Карла Дженкинса был продиктован тем, что именно его имя послужит инструментом, средством для продвижения нашей казахской культуры за рубежом. Мне кажется, это беспроигрышная формула, возможность преподать казахский мелос через ведущего западного композитора. Первым таким экспериментом было хоральное произведение для скрипки с симфоническим оркестром «Тлеп». - Насколько, Вы считаете, западный композитор способен прочувствовать национальный колорит и воплотить его в музыкальном произведении?- Мне кажется, здесь не стоит задача полного погружения в казахский колорит. Когда Михаил Плетнев написал «Фантазии на казахские темы», он сказал, что это просто взгляд человека на казахскую культуру со стороны. «Шехерезада» Н.Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.Бородина содержат азиатские темы, но нельзя сказать, что авторы знали культуру досконально. Создается синтез, мост между культурами ? в этом вся прелесть. К примеру, в «Сарыкыз» идет диалог между оркестром и скрипкой и прослеживается тема «Айттым салем, Каламкас», в финале - «Заманай», казахские кюи. Запись «Сарыкыз» состоялась в конце прошлого года на студии компании EMI с Лондонским симфоническим оркестром. Сразу после выпуска диска поступило много предложений, в том числе о проведении турне по России, концерта с Мадридским оркестром радио и телевидения в Испании. «Сарыкыз» был назван диском недели на британском радио «Классик FM», вошел в пятнадцать лучших классических чартов. Произведения Карла Дженкинса всегда находят слушателей, поскольку его музыка, я бы сказал, демократичная. Она направлена на широкий спектр слушателей, доходчива. В Японии ее называют «healing» - лечебная.- Не знаю, удобно ли задать вопрос о финансировании таких проектов?- Практически все мои концерты - коммерческие. Это то, что является моей работой. Как правило, компании, приглашающие меня исполнить концерт, оплачивают гонорар и прочие расходы. Определенные прорывы есть в Казахстане. К примеру, сюита «Тлеп» была спонсирована Сапаром Искаковым, идейным вдохновителем проекта. Диск выпущен на «Sony BMG», а премьера состоялась в Лондоне в «Ройял Альберт холле». Сарыкыз - это возлюбленная Тлепа. Сейчас диски с записью «Сарыкыз» продаются во многих странах мира. К сожалению, пока ни один из моих дисков не выходит в Казахстане, но Интернет решает эту проблему полностью. Крупным записывающим компаниям, таким как EMI и «Sony BMG», не выгодно распространять диски в Казахстане, потому что потребительский рынок слишком маленький. Для продажи у нас нужен филантроп, который согласился бы выкупить определенное количество дисков для распространения в Казахстане по заниженной цене. Я не приемлю пиратские копии, должны быть лицензионные. Пусть это будет через несколько лет, пусть это будет после меня.- Кто для вас главный критик?- Для меня музыкальные критики не являются барометром. И слишком хвалебные статьи, и критические часто бывают необъективными. Главная оценка для меня, барометр и учитель ? это записи. Я очень многому научился с тех пор, как начал записываться на Западе. В записи не скроешься, все слышно - интерпретации, интонации, ритм - все. Микрофон и скрипка. Это самый сильный катализатор моего развития.- Когда Вы почувствовали, что чего-то добились?- Я приехал в Англию в 1989 году. В 1990 году меня заметил главный менеджер английской фирмы «Naxоs». После концерта, где я сыграл Я.Сибелиуса, он сразу же предложил мне контракт. У меня было два месяца, чтобы выучить программу первого диска, и я занимался по 20 часов в день. В 1991 году вышел мой первый диск, который дал мне прорыв, открыл двери во многие концертные залы, записывающие студии. Если бы этого не произошло, моя судьба была бы менее удачной. Записи занимают большую часть моей жизни. Но, к сожалению, в Казахстане об этом мало знают. - Каково соотношение таланта и труда в Вас лично?- Я считаю, что в моем случае больше труда. Я не считаю себя неординарно талантливым. Интересен пример Карла Дженкинса, который говорит, что у него никогда не бывает вдохновения, хотя его музыка по-настоящему вдохновенна. Он работает как в обычном офисе ? с раннего утра до позднего вечера. «Я просто работаю, работаю, работаю, насилую свой мозг, пока он не выдаст мне нужный результат», - говорит он. В моей ситуации я работаю, потому что, если я не буду работать, мой талант меня не спасет. Здесь многое от спорта ? необходимо, чтобы руки были постоянно в форме. Часто приходится жертвовать временем, которое нужно проводить с семьей.- Вы являетесь основателем нескольких музыкальных коллективов в разных странах?- Наиболее успешным на сегодняшний день является Симфонический оркестр Индии. Этот коллектив окружают люди, которые создают все условия для развития. В Казахстане я работаю с Западно-Казахстанским оркестром. С самого начала существования, при акиме Крымбеке Кушербаеве проект получил большую поддержку. Сотрудничество продолжилось с Нургали Ашимовым. Оркестр сразу заявил о себе. Первое произведение ? «Реквием» Карла Дженкинса - получило верхние позиции в классических чартах и удерживало их в течение месяца. В Англии оно практически каждый день передается по радио «Классик ФМ» и другим. Когда слышишь в машине этот «Реквием» и после него название Западно-Казахского симфонического оркестра, очень приятно. В Америке и многих других странах часто прокручивают рекламу «Linx» или «Axis», в которой звучит эта музыка в исполнении нашего оркестра. Оркестр записал около 7 дисков на EMI и «Sony BMG». Но, к сожалению, то, что было дано оркестру этими акимами, продолжено не было. Коллектив практически разбежался. Формально он существует, сохранилась инфраструктура, но осталось 8-10 самых верных музыкантов. Невозможно привлечь людей на 25 тысяч тенге. Пока не вернутся первоначальные условия, что-либо сделать с оркестром будет невозможно. - Может ли симфонический оркестр быть самостоятельным самоокупаемым коллективом?- В наших условиях это невозможно. Даже здесь, на Западе, каждый оркестр имеет своих патронов, меценатов. Симфонический оркестр Индии является коммерческим, получает сильную частную и государственную поддержку. Если учитывать, что Казахстан находится на огромном расстоянии от любых точек, без помощи конкурентоспособный классический коллектив существовать не сможет. Еще одна специфика ? у нас бизнес тесно связан с государством. Поэтому необходимо полное понимание со стороны чиновников, которого сейчас, к сожалению, нет. К примеру, для западной общественности существует разница между концертом, подобным тому, что прошел в Линкольн-центре 19 января, и концертом, организованным на государственные деньги. Практика, когда для того или иного музыкального коллектива за большие суммы (до четверти миллиона долларов) арендуются престижные залы, безусловно, должна продолжаться, но нужно стремиться к большему. Было бы более эффективно завоевывать мировое признание посредством продвижения конкурентоспособных на международном уровне коллективов. Западно-Казахстанский симфонический оркестр стал у нас первым коллективом, который по-настоящему вырвался в мировое коммерческое поле, записывался у крупнейших компаний. И это лучший PR для республики. При создании оркестра главным приоритетом для меня была конкурентоспособность, и я добился этого. Публика не смотрит, кто сидит в оркестре - казах, не казах. В Лондонском симфоническом оркестре играют русские, японцы, но это Лондонский симфонический оркестр. Как английский футбольный клуб не набирает одних англичан, он ищет самых лучших игроков. Я искал музыкантов, соответствующих моему уровню. Здесь можно много дискутировать о национальном вопросе, который стал одним из камней преткновения между мной и чиновниками. Я уверен, если мы хотим создать по-настоящему конкурентоспособных казахстанцев, нужен естественный отбор, нужно дать им возможность конкурировать друг с другом и профессионалами из других стран. Если бы я собрал музыкантов по знакомству, я бы ничего не достиг. Я начал играть на больших сценах только потому, что конкурировал и добивался результатов. Алан Бурибаев идет по этому направлению и многого добивается. Такой подход нужен в любительском спорте. Это то, что я никак не могу донести до чиновников. Я надеюсь, что новое поколение казахстанцев будет лучше понимать этот принцип, который есть самый эффективный путь к качеству. Еще не поздно продолжить работу Западно-Казахстанского симфонического оркестра, восстановить его состав, но для этого нужно принципиальное желание властей. Без поддержки оркестр будет существовать на районном уровне. Для функционирования в мировом музыкальном пространстве нужно помогать, поощрять конкуренцию и поставить во главе человека, у которого есть все западные контакты и знание, как это делать. Не обязательно меня. К примеру, Алана Бурибаева. - Ваш концерт с Эрраном Коэном, братом Саши Барона Коэна, ? свидетельство того, что известный фильм не оставил вас равнодушным. Это ответ?- Я пошел на достаточно рискованный проект с композитором Эрраном Коэном. Я считаю, что доказал, кто мы есть на самом деле, и реакция западной прессы тому свидетельство. («Дэйли телеграф» написала, что Казахстан совместным проектом М.Бисенгалиева и Э.Коэна продемонстрировал свою настоящую культуру и хорошее чувство юмора). Но у нас в стране эффект получился почти противоположный, возможно, потому, что казахстанцам трудно представить психологию западного человека. К тому же, фильм невозможно понять без знания английского языка. По сути, он высмеивает американцев. Я совершенно уверен, что этот фильм во многом помог Казахстану, интерес к нашей стране в мире сильно возрос. Это огромная возможность для нас показать, кто мы есть на самом деле. И нам не нужно бояться смеяться, как это делают шотландцы, евреи, американцы, над собой, хотя шутки часто бывают очень жестокими. А доказывать нужно с помощью достижений в бизнесе, спорте, музыке - конкретных фактов. Мы умеем играть на скрипке, мы можем побеждать на Олимпиаде, мы можем конкурировать в бизнесе. Не просто стучать себя в грудь и говорить: «Я патриот, а фильм ? неправда». Это совершенно не имеет воздействия на зарубежную общественность.- Какими последними достижениями Вы гордитесь?- Безусловно, приятно, когда удостаиваюсь высоких наград и титулов на родине, хотя никогда не подаю документы для участия в конкурсах. О «Платиновом Тарлане» я узнал непосредственно в зале вручения, о присвоении звания Заслуженный деятель Казахстана мне сообщил Посол Казахстана в Соединенном Королевстве Адиль Ахметов. Я тогда полетел в Казахстан, где встретился с Президентом и получил медаль из его рук. В 2007 году мой диск на «Sony BMG» признан «Золотым диском». Моя амбиция ? сыграть с Нью-Йоркским филармоническим, Венским филармоническим и с Берлинским филармоническим оркестрами. Если я добьюсь этих целей, наверное, появятся другие горизонты. Но на текущий момент это голубая мечта. - Расскажите о семье.- Буквально несколько дней назад, 14 января, у меня родился сын, которого я назвал Тарланом. Мне удалось освободить время и посвятить целый месяц семье в ожидании ребенка. Моей маленькой дочери Шорай 3 с половиной года. Старшая дочь Арухан учится в школе, экспериментирует, пишет композиции в основном по джазовой линии. Она много работает как вокалист и композитор. Думаю, у нее есть хорошие задатки. Еще в детстве, лет в семь, она выиграла вторую премию среди детей по композиции по всей Англии. Арухан играет на многих инструментах: контрабасе, фортепьяно, флейте, скрипке, начала изучать аккордеон. Она очень многого хочет добиться. Моя супруга работает моим музыкальным агентом. - Традиционный вопрос о творческих планах.- В ближайшие недели поеду в Бомбей и проведу там целый месяц. Состоится азиатская премьера «Сарыкыз» с Карлом Дженкинсом. Пройдет целый концерт, посвященный его юбилею. Затем Симфонический оркестр увеличится до более 100 человек и исполнит произведение И.Стравинского «Жар-птица», Р.Штрауса - «Дон Жуан» и 2-ой фортепьянный концерт И.Брамса. Я сыграю концерт Г.Венявского. То есть будет очень интересный сезон. В следующем будем играть «Тоску» Д.Пуччини и 9-ю симфонию Бетховена. В июле я приезжаю снова в Америку для участия в крупнейшем Международном фестивале классической музыки в Нью-Порте, где планируется несколько моих концертов. Этот фестиваль собирает ведущих исполнителей мира, за месяц будет проведено 150 концертов. Это настоящая Мекка классической музыки.- Благодарю Вас за интервью.