Тариф изменится в автобусах Шымкента: с чем это связано

В городе планируется повышение тарифа в общественном транспорте с нынешних 70 до 120 тенге, передает корреспондент агентства Kazinform.

С чем связано повышение оплаты проезда в автобусах Шымкента
Фото: акимат Алматинской области

Такое решение, как выяснилось, продиктовано резким ростом издержек перевозчиков и возрастающей нагрузкой на городской бюджет. Только в этом году объем субсидий на компенсацию убытков транспортных компаний достигнет 42 млрд тенге.

Тариф в размере 70 тенге был установлен в Шымкенте еще в 2016 году и с тех пор ни разу не пересматривался. Теперь, учитывая экономическую ситуацию и законодательные полномочия, местные исполнительные органы наделены правом пересмотреть его и установить новый размер оплаты проезда.

— В соответствии с пунктом 2 и подпунктом 2-1 пункта 2 статьи 19 РК «Об автомобильном транспорте», местный исполнительный орган города республиканского значения наделен правом устанавливать тарифы на перевозку пассажиров, — сообщили в местном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Сегодня, по словам представителей ведомства, стоимость проезда в городских автобусах Шымкента остается самой низкой среди крупных городов Казахстана. В подтверждение они приводят данные по другим регионам страны.

— Для сравнения: поездка на автобусе в Астане обходится пассажирам в 110 тенге, в Алматы — в 120, в Караганде — в 100, в Усть-Каменогорске — в 90, а в Таразе — от 85 до 130 тенге. Таким образом, при численности населения более 1,2 миллиона человек Шымкент продолжает сохранять тариф девятилетней давности, который объективно не отражает текущие экономические реалии, — отмечают транспортники.

В управлении подсчитали, что за последние девять лет расходы транспортных компаний выросли многократно. Дизельное топливо подорожало более чем на 200%, бензин — почти на 60%, газ-метан — вдвое. Стоимость автомобильных шин за этот период увеличилась втрое, а аккумуляторов — в два с половиной раза.

При этом количество перевозчиков в Шымкенте сократилось с 34 до 11, что напрямую влияет на выход автобусов на линии и регулярность движения.

— Длительное удержание низкой стоимости проезда приводит к снижению уровня безопасности перевозок. Перевозчики вынуждены экономить на ремонте и техническом обслуживании, не имеют возможности обновлять автобусный парк, сокращают персонал и эксплуатируют изношенный транспорт. В итоге страдает не только комфорт, но и безопасность пассажиров, — подчеркивают в управлении.

Ситуация усугубляется ростом бюджетных субсидий, направляемых на компенсацию убытков перевозчиков. Если в 2023 году на эти цели было выделено 26 млрд тенге, то в 2024 году — уже 35 мдрд, а в 2025-м прогнозируется превышение отметки в 42 млрд.

— Такая динамика серьезно увеличивает нагрузку на бюджет города и ограничивает возможности финансирования других социальных и инфраструктурных проектов, — добавили в ведомстве.

При этом власти подчеркивают, что социальные меры будут сохранены. Бесплатным проездом и дальше смогут пользоваться представители 14-ти льготных категорий, включая школьников и пенсионеров старше 70 лет.

Всего правом на бесплатные поездки сегодня пользуются свыше 300 тысяч жителей Шымкента, и, как заверяют в акимате, эти гарантии останутся в силе.

Ранее аким Шымкента Габит Сыздыкбеков, комментируя предстоящее повышение тарифа, подчеркнул, что решение является вынужденным и продиктовано объективными экономическими факторами.

— Вы не обижайтесь, мы стараемся сдерживать тариф, но у нас нет другого выхода. Субсидии за счет бюджета сильно растут, — отметил глава города.

Напомним, Правительству поручено выработать новую конкурентную тарифную политику для всех видов транспорта.

Сейчас читают