Святилище Сандыктас в Жамбылской области: спрятанный сундук с древними сокровищами

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - С древних времен человечество стремилось все свои высшие в священной иерархии места спрятать подальше и повыше. Тибетские монастыри, пирамиды инков, Соловецкая обитель и другие  духовные центры располагались в труднодоступных местах. В Меркенских горах Жамбылской области, на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря, находятся сакральные земли тюрков, которые еще мало изучены историками и археологами, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».

«Долина предков», как еще называют плато Сандыктас, в череде высокогорных плато отрогов Киргизского Алатау интересно тем, что на его территории найдены следы разных религий. Судя по времени, которым датируются найденные артефакты, несколько верований существовали здесь практически параллельно и довольно долго (то же самое можно сказать и о средневековом Таразе). На плато Сандыктас мирно уживались последователи тенгрианства, ислама, христианства, манихейства. Бывали здесь и огнепоклонники-зороастрийцы. Сохранились в Меркенских горах даже руины буддийского храма и голова статуи Будды.
null 

«Сандыктас недавно вошел в состав государственного природного заказника «Мерке». В переводе с казахского языка его название означает «каменный сундук». Мало сказать, что это труднодоступные места, - рассказала корреспонденту МИА «Казинформ» старший научный сотрудник государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники Древнего Тараза» Анна Крокошева. - Даже по современным меркам туда очень трудно добраться, разве что вертолетом. На машине можно подняться только до определенного уровня, а дальше придется идти пешком несколько километров по сложной горной местности, не каждый выдержит. В древности добирались на лошадях, у тюрков были специально приученные к горам лошади. И попасть туда можно только с мая по август. В остальное время всё покрывается снегом, возможны снежные обвалы. И, может быть, даже и хорошо, что это труднодоступное место. Благодаря этому, здесь в первозданности сохранились древние каменные изваяния-балбалы, курганы с уцелевшими предметами тюркской кочевнической культуры, памятники храмового типа, целебные источники и уникальный природный ландшафт, поражающий своим величием и красотой».
null 

По словам Анна Крокошевой, Сандыктас известен не только как святилище, как сакральные земли, которые древними тюркскими народами маркировались священными для них символами в виде каменных образов предков, в виде изображений тамги, алтарей, наскальных рисунков, петроглифов. В Меркенских горах имеется еще целый ряд подобных святилищ, которые тянутся до Жайсанских гор, спускаясь в низинную, степную часть северо-западных склонов Чу-Илийских гор, в долину реки Шу, также усеянную балбалами.

Плато Сандыктас, расположенное на живописных высокогорных альпийских лугах верховий реки Мерке, как утверждают историки, в древности служило летней резиденцией ханов, спасавшихся в прохладных горах от летней изнуряющей жары и заодно лечившихся в целебных источниках.

«В византийских летописях говорится: «Истеми-каган обычно встречал иноземных послов в древнем городе Таразе. Однако затем каган вез гостей в горы, устраивал приемы в шатрах и выставлял свои богатства на телегах». То есть, имеются в виду Меркенские горы, в которых имеются радоновые источники с целебной водой. В предгорьях еще с советских времен, и в наши дни, функционирует санаторий «Мерке», известный своими лечебными радоновыми минеральными ваннами», - говорит Анна Крокошева.

Об этом уникальном природно-архитектурном заповеднике, не имеющем аналогов на территории Казахстана, рассказывает директор РГУ «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов: «Впервые селение Мерке, расположенное у подножия Киргизского Алатау, упоминается в сочинениях арабских географов в IX-X веках. Тогда оно носило название «Мирки», считалось городом средней величины, было хорошо укрепленным и имело цитадель. По версии современных ученых, город образовался в VII веке, его название с языка фарси означало «центр». Впервые о каменных изваяниях городища «Мирки» писали в конце XIX века российские топографы Аничков и Каллаур. В рамках государственной программы «Культурное наследие» на этом городище проводились раскопки, и предметы, обнаруженные тут, стали музейными экспонатами».

По его словам, памятники древнего святилища раскинулись на 250 квадратных километрах и представлены большим числом комплексов курганов, каменных оград и каменных изваяний-балбалов, число которых доходит до 80-ти. Любопытно, что все они расположены на восточных склонах гор - лицом к восходящему солнцу.

«Святилище состоит из комплекса погребально-поминальных сооружений, отражающих этапы развития тысячелетней истории кочевого населения Семиречья. Сохранились в горных ущельях петроглифы на скалах и каменных изваяниях. Большинство из них имеют женское лицо, что для тюркского мемориального искусства случай редкий. Курганы - погребальные сооружения, вместе с ритуальными храмами со статуями предков расположены в красивейших горных местах меркенского ландшафта. На курганах установлены каменные изваяния - мужские и женские - с сосудами в руках на уровне живота», - рассказал Такен Молдакынов.

По его информации, они были предназначены для проведения ритуалов поклонения высшим божествам тюркского пантеона божеств - Тенгри (небу), Жер-су (земле-воде), Умай (женскому божеству, покровительнице домашнего очага). Посвящались балбалы и земным воплощениям верховных божеств - обожествленным предкам.

«Некоторые исследователи считают, что при изготовлении женских статуй, скорее всего, имелись в виду какие-то вполне определенные умершие женщины, ставшие покровительницами семьи и рода, поэтому их лица не повторяют одно другое. Всё это легло в основу выводов казахстанских историков об особенностях развития культурогенеза тюрков Жетысу в эпоху раннего средневековья VII-VIII веков, то есть в период функционирования Западного Тюркского каганата», - отметил Молдакынов.

По его словам, Меркенское святилище Сандыктас до сих пор называют «Землей исцеления». «Сюда, в этот единственный на территории Центральной Азии храмовый комплекс тюрков-кочевников, прибывали в древние времена для исцеления от недугов и дарования потомства. Люди приезжали, чтобы прикоснуться к святой земле и водному источнику. Поэтому еще от древних предков нам достался традиционный ритуал - посещение священных мест (аулие жер). Эту землю тюрки Жетысу сделали местом поклонения и проведения церемоний, обрядовых действий и ритуалов, связанных с различными социально значимыми событиями родоплеменного коллектива. Думаю, что сохранившаяся в меркенских горах восходящая из седой старины модель кочевничества - от древности до современности - способна стать одним из наиболее привлекательных туристских маршрутов. Святилище Мерке вошло в список сакральных мест Жамбылской области. А наряду с такими памятниками мирового значения, как Тамгалы, Туркестан, Отрар и другие, рекомендовано для внесения в список уникального всемирного природного и исторического наследия», - говорит директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов.       

В список 100 сакральных мест Казахстана, презентованный центром «Сакральный Казахстан» Национального музея РК, вошли 7 культурно-исторических объектов Жамбылской области. Это древнее городище Тараз (І-ХІХ вв.), крупный средневековый городской центр и некогда столица Казахского ханства. Это также тюркские культовые памятники Мерке и Жайсан, дворцовый комплекс Акыртас, Тектурмас (ХІV в.), мавзолеи Карахана (Аулие-ата ХІІ в.), Айша-биби (ХІ - ХІІ вв.), Бабаджи-хатун (Х - ХІ вв.) и местность, где проходила Анракайская битва.
null


Фотографии сделаны участниками экспедиции таразского джип-клуба.

Сейчас читают