09:26, 20 Февраль 2009 | GMT +5
Стандарт Евро-2 будет введен в РК летом этого года - комментарий специалиста
АЛМАТЫ. 20 февраля. КАЗИНФОРМ /Даурен Жайлин/ – Введение стандарта Евро-2 на территории Казахстана состоится 15 июля этого года. Соответствующие поправки были внесены постановлением Правительства РК от 26 декабря 2008 года в постановление правительства от 29 декабря 2007 года «Об утверждении Технического регламента о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории РК». Об этом корреспонденту Казинформа сказал директор департамента Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК по Алматы Шаркан Мажиденов.

Технический регламент распространяется на автотранспортные средства, выпускаемые в обращение на территории страны, и устанавливает требования к используемым ими топливу и экологическим характеристикам по выбросам вредных веществ в атмосферу. Удельные нормативы выбросов устанавливаются по экологическим этапам. На этапе Евро-2 для различных категорий автотранспорта нормативы выбросов предусмотрены Правилами ЕЭК ООН (правила европейской экономической комиссии ООН). Что касается характеристик топлива, то их соответствие требованиям Технического регламента удостоверяется сертификатом соответствия, выдаваемого в порядке, установленном законодательством РК в области технического регулирования.
На территории Казахстана удельные нормативы выбросов автотранспортных средств, согласно Техническому регламенту, вводятся в действие в следующие сроки: Евро-2 с 15 июля 2009 года, Евро-3 ? с 1 января 2011 года, Евро-4 ? с января 2014 года. Основные же технические требования к характеристикам топлива для автотранспорта вводятся в действие: Евро-2 с 1 января 2010 года, Евро-3 ? с 1 января 2011 года, Евро-4 ? с января 2014.На экологическом этапе ЕВРО-2 ужесточены требования по концентрации свинца и серы, ужесточены требования по давлению насыщенных паров, установлены требования по объемной доле углеводородов, установлены показатели по отложению на впускных клапанах. В настоящее время министерствами транспорта и коммуникаций, индустрии и торговли, внутренних дел, энергетики и минеральных ресурсов РК ведутся работы по внедрению стандартов ЕВРО.Так, Министерством энергетики и минеральных ресурсов разрабатывается «Программа развития нефтеперерабатывающей отрасли РК на период 2009-2015 годы». Она направлена на комплексное развитие НПЗ страны, создание дополнительных мощностей по переработке нефти, как за счет реконструкции и расширения действующих, так и за счет ввода новых. Реализация данной программы позволит нефтеперерабатывающим заводам увеличить производство нефтепродуктов с максимально высокой добавленной стоимостью и отвечающих требованиям стандартов Евро. Но на сегодня технологические возможности НПЗ ограничены и не позволяют осуществлять глубокую переработку нефти и производство нефтепродуктов в соответствии с мировыми стандартами Евро-3,4. Программа развития нефтеперерабатывающей отрасли планирует увеличение объема переработки нефти до 19 млн. тонн в год, достижение глубины переработки не менее 85%, увеличение ассортимента выпускаемой продукции, устранение существующего дефицита производства высокооктановых бензинов, авиатоплива и битумов, повышение качества выпускаемых нефтепродуктов, соответствие экологическим требованиям и достижение Евростандартов (Евро-3, Евро-4).Реализация Программы предполагается в четыре этапа с 2008 по 2017 годы.
На первом этапе - 2008-2010 годы стоит задача обеспечения выпуска моторных топлив соответствующих стандартам Евро-2, создание нормативно-технической базы для выпуска продукции. Результатом должно стать обеспечение в 2009 году выпуска автомобильного бензина и дизельного топлива, в 2011 году - достижение общего объема переработки по трем НПЗ до 13,1 млн. тонн нефти и глубины переработки до 70,7%. На втором этапе - 2008-2012 годы ? предстоит обеспечить выпуск моторного топлива, соответствующего стандартам Евро-3, увеличить объем и глубину переработки, повысить качество выпускаемой продукции. На данном этапе запланирована также реконструкция Шымкентского НПЗ, что позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов с 61% до 89%, повысить качество моторного топлива до стандарта Евро-3. Планируется строительство нефтехимического комплекса по производству бензола и ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ.На третьем этапе - 2008-2013 годы стоит задача максимальной загрузки перерабатывающих мощностей, выпуск продукции, соответствующей Евро-4, строительство комплекса по глубокой переработке нефти на базе АНПЗ,
Во время четвертого этапа - 2008 ? 2017 предполагается расширение перерабатывающих мощностей, строительство нового НПЗ с топливно-масляным вариантом переработки. Министерством индустрии и торговли и Министерством транспорта и коммуникаций РК готовятся соответствующие предложения о запрете на ввоз старых автомобилей в страну, и в скором времени они будут внесены в Правительство. Также постановлением Правительства от 29 мая 2008 года утверждены «Требования к безопасности нефтебаз и автозаправочных станций», которые устанавливают нормы безопасности нефтебаз и стационарных, контейнерных, передвижных АЗС. Готовятся к выходу «Требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута», данный регламент конкретизирует требования к безопасности топлива.
Что касается контроля выбросов отработавших и картерных газов, то Правила ЕЭК ООН распространяют свое действие на производство автотранспорта, но не на транспортные средства, бывшие в употреблении. Т.е., проведение испытаний по выбросам вредных веществ будет проводиться только на стадии изготовления у заводов-изготовителей. Нормы ЕВРО ? это требования по токсичности отработавших газов (предельные нормы выбросов окиси углерода (СО), суммарных выбросов несгоревших углеводородов и оксидов азота, а также сажи для дизельных двигателей). Первые общеевропейские нормы токсичности ЕВРО-1 были введены в 1993 году ? практически одновременно с созданием самого Евросоюза. Нормы ЕВРО-2 введены в Европе в 1996 году: требования по выбросам ужесточены в среднем в 1,5 раза, выполнить их могли бензиновые двигатели только с системами впрыска топлива и каталитическими нейтрализаторами.Нормы ЕВРО-3 в европейских странах введены в 2000 году, которые в отличие от ЕВРО-2 отдельно оговаривают параметры холодного пуска и сокращают по сравнению с нормами ЕВРО-2 объем допустимых токсичных выбросов примерно на 30-40% (в два раза ? по сравнению с ЕВРО-1).
Сегодня в Европе действует ЕВРО-4. По всем показателям эти нормы еще примерно на 65-70% жестче, чем ЕВРО-3. Ожидается, что следующий стандарт - ЕВРО-5 - будет введен в конце нынешнего десятилетия. Прогнозируется, что к этому времени, скорее всего, появится проект всемирных экологических норм. Вместе с тем, в США, Японии и других промышленно развитых странах действуют свои законы, которые зачастую строже европейских.Аналогичные требования на территории России введены в соответствии со специальным Техническим регламентом. Во исполнение данного регламента на территории РФ с 1 апреля 2006 года запрещена продажа новых автомобилей и ввоз поддержанных, которые не соответствуют стандарту ЕВРО-2, а также повышены требования к горюче-смазочным материалам.В Японии запрещена эксплуатация автомобилей старше 5 лет, в Европе принято положение о том, что автомашины старше 7 лет не имеют право находиться на дороге, за исключением ретро-автомобилей.Согласно статистике, ежегодно автомобили выбрасывают в атмосферу Алматы 170 тыс. тонн вредных веществ. Здесь с 1999 года работает программа оздоровления экологической обстановки «Таза ауа ? жанга дауа». Ежегодно на ее реализацию выделяются значительные средства.
Необходимо отметить, что сокращение числа автотранспорта, не соответствующего экологическому классу ЕВРО-2 и рост числа автомобилей, отвечающих экологическим классам, не внесет заметных изменений в улучшение экологической ситуации, так как заложенные высокие экопоказатели их двигателей быстро нивелируются вследствие применения бензина низкого качества. Он приводит к образованию отложений на деталях двигателя. Наиболее интенсивно это происходит во впускной системе двигателя, что вызывает нарушение заводской регулировки и, как следствие, нарушение в работе двигателя, снижение мощности, увеличение расхода топлива и токсичности отработавших газов.Несоответствие по октановому числу ведет за собой нарушения в режиме процесса горения вплоть до взрывного характера, что приводит к перегреву, повышенному износу и даже к разрушению двигателя. Процесс сопровождается стуком в работе двигателя, падением мощности и увеличением дымности выхлопных газов.В 2008 году в Казахстане приняты 32 государственных стандарта по нефтяной отрасли, гармонизированных с международными и зарубежными аналогами стандартов, в том числе 20 стандартов СТ РК по методам определения состава и свойств нефтепродуктов. Соответственно, испытательные лаборатории должны оснаститься необходимым современным испытательным оборудованием, которые определены в этих стандартах. Вместе с тем, оснащение независимых испытательных лабораторий к экологическому этапу ЕВРО-2 практически не ведется.