Содержание учебников по краеведению раскрыли в Алматы
Новый предмет «Краеведение» будет преподаваться по обновленному содержанию образования во всех школах Казахстана с 5 по 7 класс, он разработан в рамках программы «Туган жер», предложенной Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Как рассказали авторы учебного пособия, каждая книга содержит информацию по 4 предметам - истории Казахстана, казахской литературе, географии и музыке. Раньше такого учебника не было.
На данный момент на краеведение выделено всего 20 часов на три года (5 часов в 5 классе, 7 часов в 6 классе и 8 часов в 7 классе). Из них суммарно 12 часов по истории, остальные распределены между тремя другими предметами.
По мнению одного из авторов Гульмиры Асанбековой, в рамках этого предмета материалы более актуальные, которые сложно охватить в рамках только истории или географии. Каждый автор написал уникальные задания, направленные на активизацию функциональной грамотности ученика, также есть определенные рубрики, интересные для учеников. Хотя авторы признаются, что даже так полностью все охватить невозможно.
Планируется выпуск хрестоматии и дисков в качестве дополнительного материала. Скоро появится электронная версия книги, где будет возможность еще ярче показать ученику то, что есть в книге с помощью видеофайлов, аудиофайлов, мультимедийной подачи данных.
Учителя четырех предметов - истории Казахстана, географии, музыки и казахской литературы, в 5, 6 или 7 классе, в свой календарно-тематический план, помимо основной программы, обязательно должны вносить предписанное количество часов краеведения. То есть, в 5 классе в рамках краеведения изучается 4 часа по истории родного края, 1 час по музыке, в 6 классе 4 часа отведено на историю, 2 на литературу и 1 на музыку, в 7 классе изучается 4 часа истории, 2 часа литературы и 2 часа географии. Это дает возможность каждому педагогу шире преподать свой предмет ученикам.
Примечательно, что школьники будут изучать историю, культуру, географию и известных личностей только своего региона, в котором они проживают. Соответственно, авторы в каждой области или городе республиканского значения - свои. Написанием алматинского краеведения занимались 8 авторов во главе с академиком НАН Карлом Байпаковым. В Алматы над каждой из 4 областей знаний работали по два автора. Коллектив авторов формировал акиматы каждого региона из числа лучших педагогов и методистов каждого региона.
Учебник «Краеведение Алматы» охватывает период времени от первых поселений на территории современного мегаполиса и до наших дней, рассказывает об истории Алматы, архитектуре, выдающихся личностях. Нашлось место и нынешним преобразованиям облика города.
«Я написала урок по туристическому маршруту Алматы, охватила материал про Яна Гейла. Кто это такой, знают многие алматинцы. Но ученикам, живущим в Алматы, интересно, почему у нас центральные улицы города реконструируются, в каком направлении, и они могут получить ответ на этот вопрос в учебнике - я описала, в чем заключается его проект, чем он уникален для города и страны», - рассказала Гульмира Асанбекова.
Авторы отмечают, что история Алматы насчитывает более тысячи лет, до создания крепости Верный здесь жили великие люди, поэтому им пришлось обращаться к помощи этнографов, деятелей науки, писателей, связываться с семьями ученых, искать материалы в библиотеках. Работа заняла около 7 месяцев, авторы получали от МОН РК требования, рекомендации.
Правом выбора издателя обладали акиматы областей и городов республиканского значения. Все издатели при выпуске учебников должны были соблюдать все нормы СанПин, включая требования по весу одного учебника - старшеклассникам 400 грамм, в младших классах от 180 до 300 граммов.
В итоге 7 регионов - Алматинская, Актюбинская, Туркестанская, Жамбылская, Карагандинская области, а также Алматы и Астан, обратились в издательство «Алматы кiтап баспасы».
«Мы накопили определенный опыт по краеведению, в 2003 году выпустили первую книгу «Обряды и обычаи казахов», потом были издания, посвященные быту и культуре казахов, музыкальным инструментам, пословицам и поговоркам, выдающимся личностям, сегодня у нас насчитывается более 60 наименований книг. Поэтому нам было легко выпускать эти учебники, так как у нас много иллюстративных материалов, под рукой были все материалы, давали советы авторам, наши редакторы, методисты отработали. Сроки были сжатые. 10 августа 2017 года было дано задание, и мы совместно с Министерством образования и науки, акиматами, авторами, выпустили эти учебники» ,- пояснила заместитель главного редактора «Алматы кiтап баспасы» Альмира Сужикова.
Другим издательством, печатающим книги, является «Атамура». Это издательство выпускает учебники по краеведению для Восточно-Казахстанской и Костанайской областей.
«Тираж учебников зависит от заказов областей. Акиматы дают нам заявки, исходя из количества учеников в своих областях или городах республиканского значения. Сейчас формируются заказы, мы обеспечим учебником каждого школьника. Мы с удовольствием откликнулись, желание рассказать историю своего края у энтузиастов каждого региона было, выпускались издания через издательства, самиздатом. Президентская программа модернизации общественного сознания подняла эту работу на новый уровень - МОН РК разработало программу курса, нам поставили задачу - принять предложения акиматов, и началась работа», - рассказала первый вице-президент корпорации «Атамура» Гульбаршин Жарылгасимова.
Каждый учебник прошел экспертизу - специалисты по каждой из профильных областей смотрели разделы, высылали замечания, вносили правки, процесс контролировал МОН РК. В июле рабочая группа министерства вновь проверила финальную версию.