Ситуацию на границе Казахстана и Китая прокомментировал эксперт
По его мнению, Хоргос является одним из наиболее важных точек казахстанского приграничного сотрудничества. Но ситуация с Хоргосом носит двойственный характер.
А.Каукенов отметил, что с одной стороны, именно на Хоргосе, где раньше был только пограничный пункт, Казахстан сумел создать новую инфраструктуру транзита и приграничной торговли. Посреди степи возникли Сухой порт, Международный центр приграничной торговли, автомобильные и железнодорожные подъезды, ангары, сельские склады и даже новые населенные пункты. Все это создало точку для новой экономической активности, причем в рамках не только Казахстана, но и регионов Южной Сибири, а также Центральной Азии.
Однако, с другой стороны, экономический бум и большие денежные потоки привлекли внимание криминалитета, переросшее в создание целых цепей организованных преступных группировок. Криминальные элементы активно использовали коррупционные схемы, которые распространились и на государственные органы, создавая опасные спайки из госслужащих и бандитов, обслуживающих интересы международных криминальных авторитетов.
«Если посмотреть публикации о казахстанско-китайской торговле, то мы увидим два вида всевозможных публикаций и сюжетов. Первый – это когда описывают «казахстанское чудо», в частности, российские и другие зарубежные журналисты и блогеры показывали, как изменилась жизнь на границе, как из бывшей милитаризированной советско-китайской границы, напичканной оружием и минами, удалось создать современные торговые центры, гостиницы, рестораны и логистические хабы. Кстати, именно в ходе развития казахстанско-китайской торговли и транзита, в Казахстане развился новый сектор услуг, связанный с логистикой, и появились ряд новых профессий, связанных с обслуживанием транзита товаров по маршруту Китай – Западная Европа. Почти 30% международных услуг Казахстана тесно переплетены с логистикой трансконтинентальных маршрутов», - пояснил эксперт.
Но обратной стороной приграничного сотрудничества , по словам Адиля Каукенова, являются бесконечные скандалы, связанные с разоблачением коррупционеров, арестом контрабандистов, криминальными войнами за передел влияния и борьбой силовиков за контроль границы.
«Свидетельством процветания «серых схем» стало расхождение данных между казахстанской и китайской статистикой товарооборота в несколько миллиардов, причем цифра росла из года в год, объяснение которым давались крайне невнятные», - уточнил он.
Другой не менее важной проблемой, как подчеркнул А.Каукенов, стало нарушение антимонопольного законодательства и Закона по защите конкуренции, когда, воспользовавшись лазейкой в законодательстве о приграничной торговле и политическим весом своих покровителей, появились компании, захватившие доступ к созданной инфраструктуре приграничной торговли и перехода.
«В результате чего возникла недобросовестная конкуренция и навязанные услуги, которые привели к удорожанию цен, как в экспорте казахстанских товаров, так и в импорте. Искусственные очереди и вымогательство породили череду громких скандалов с километровыми очередями из грузовых автомобилей. Это нанесло сильный удар по имиджу Казахстана, как транзитного хаба и сухопутного моста между Азией и Европой», - поделился он.
В период пандемии проблема резко обострилась, вызвав новый виток повышения цен на товары, ударив как по простому потребителю, так и по казахстанскому производителю, чьи товары стали менее конкурентными на китайском рынке.
«Неудивительно, что Президент РК Касым-Жомарт Токаев жестко потребовал разобраться с «бардаком» на границе. Важно, чтобы идея Главы государства о прозрачном и цивилизованном переходе границы реализовалась в полной мере. И граждане, задействованные в приграничной торговле, должны стать главной опорой в механизме обеспечения транспарентности. Достаточно создать конкретный механизм жалоб и реагирования на них, который сразу же сможет отсечь многих нечистых на руку деятелей. И это даст огромный мультипликативный эффект в виде новых поступлений в казну, появления новых форм бизнеса, снижения инфляционного давления на импортируемые товары и повысить конкурентоспособность казахстанских товаров и транспортных услуг», - заключил Адиль Каукенов.
Он добавил, что позитивный опыт Хоргоса будет экстраполирован на другие границы Казахстана с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и так далее. Поэтому важно, чтобы данная экономическая точка стала образцово-показательной для всей страны.