Система защиты прав потребителей изменится в Казахстане
«Главой государства на шестом заседании Национального совета общественного доверия поставлена задача внести в законодательство поправки, направленные на всестороннюю и эффективную систему защиты прав потребителей. В этой связи Министерством начата трансформация системы защиты прав потребителей с задачей найти баланс между интересами граждан и бизнесом», – сказал А.Тынысбеков.
Председатель Комитета рассказал об основных нововведениях разработанных Министерством законопроектов.
Первое – с введением института Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей будет осуществлено институциональное усиление общественной защиты прав потребителей. В функции Омбудсмена будут также входить: защита прав неопределённого круга потребителей, соблюдение баланса интересов сторон рынка.
Второе – переход с бюрократического 4-ступенчатого алгоритма рассмотрения жалоб потребителей на 2-ступенчатый. Теперь, потребитель должен обратиться к предпринимателю и, если его требования игнорируются, он выбирает способ реализации своей защиты между: медиатором, госорганом или судом, по своему усмотрению.
Третье – введение гражданской правовой ответственности в виде штрафа по решению суда в пользу потребителя в целях мотивации субъектов предпринимательства на добровольное удовлетворение законных требований потребителя.
Четвертое – распространение базовых принципов защиты прав потребителей на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных услуг.
Пятое, восполнение законодательных пробелов в сегменте онлайн-торговли и другие новеллы.
По словам А.Тынысбекова, ожидается, что после принятия данных поправок уровень удовлетворенности граждан госрегулированием в сфере защиты прав потребителей к 2025 году достигнет 80%.