Школы Казахстана получили академическую свободу

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В последние годы в крупных городах обострилась проблема нехватки мест в школах, несмотря на то, что строятся они каждый год. Причина - население больших городов постоянно пополняется притоком жителей из сельской местности. В густонаселеннных регионах не хватает мест - дети учатся в три смены. Многие школы находятся в аварийном состоянии и этот вопрос находится на контроле у Правительства. В связи с этим, для того, чтобы выйти из «заколдованного круга», Правительство начало менять политику финансирования сферы образования. С этого года школам предоставлена академическая свобода. Корреспондент МИА «Казинформ» попробовал разобраться в эффективности данной системы. 

По данным Министерства образования и науки, за счет средств республиканского бюджета ежегодно строится 110-170 школ, но проблема трехсменных и аварийных школ не решается.

Как говорит министр Ерлан Сагадиев, трехсменные школы сохраняются по двум причинам. Первая - демография, вторая - миграция. Например, в 2000 году в республике родилось 222 тысячи детей, а через 16 лет этот показатель вырос вдвое.

«Конечно, для государства это радостное событие, но, такая демографическая тенденция порождает большой спрос на школы. Есть также проблема миграции. Например, в прошлом году в Астану приехало из разных регионов 80 тысяч человек, из них около 17 тысяч - дети. Это означает, что в столице нужно строить каждый год около 15 школ», - говорит Е.Сагадиев.

Таким образом, Министерство расходует большие средства на строительство школ в городах, а на сельские школы денег не остается. Для решения этой проблемы теперь в крупных городах на строительство школ будут привлекаться средства бизнеса через механизм подушевого финансирования. Также Министерство будет выделять субсидии на каждого ученика, и постепенно возмещать расходы предпринимателям. Соответствующий норматив уже утвержден. В Астане и Шымкенте эта работа уже началась.

Подушевое финансирование даст значительную экономию бюджетных средств. Экс-аким Астаны Асет Исекешев также говорил об эффективности этой системы. Например, благодаря субсидиям, за последние три года открылось дополнительно 18 тысяч мест в частных детских садах. Если бы эти места создавались в государственных детсадах, пришлось бы построить 75 объектов, затратив из местных бюджетов 90 миллиардов тенге. Сейчас, по системе подушевого финансирования, будет затрачено всего 6 миллиардов тенге, и при этом, развивается бизнес, поступают налоги в казну.

По мнению А.Исекешева, через механизм подушевого финансирования можно также повысить зарплату учителям. Эффективное распределение средств может сэкономить в каждой школе 20 процентов бюджета, за счет этого и повысится зарплата педагогов. Например, если в прошлом году средняя зарплата учителей была 100-110 тысяч тенге, то в этом году, с надбавкой за обновленное содержание вместе с подушевым финансированием, зарплата учителей может превысить 150 тысяч тенге.

Говоря о конкуренции в сфере образования, нужно отметить и еще одно важное новшество - академическую свободу. Это означает, что педагогические советы в школах смогут сами решать многие вопросы. Теперь не будет однотипных учебных планов. Каждая школа будет разрабатывать удобный для нее план.

По словам министра Е.Сагадиева, вопросы о пятидневной учебной неделе, выборе типового учебного плана, переходе на английский язык преподавания, разрешении на экстернат, раздельном обучении по некоторым предметам, контроле за качеством знаний и другие будут решать педсоветы.

«Школы смогут работать по подходящим им учебным планам. Мы считаем правильным предоставить организациям образования академическую самостоятельность. Вообще, наряду со школьными планами, при разработке учебных планов для гимназий, лицеев, школ для одаренных детей, вечерних школ будут учитываться предложения учителей», - говорит министр Сагадиев.

Кроме того, учителя будут полностью освобождены от лишней работы в виде заполнения проверочных тестов, дополнительных документов. Благодаря этому можно будет эффективно использовать академическую свободу. Конечно, если у первого руководителя не будет желания повысить качество обучения, в школу  не придут сильные специалисты, а без них трудно выдерживать конкуренцию. Поэтому, становятся строже правила назначения директоров школ. По новым правилам, претендент проходит четырехэтапный конкурс. Вначале он должен пройти через попечительский совет школы. Затем сдать тест на знание законодательства, получить согласие областного управления образования, пройти собеседования на районном или городском уровне. Назначаться директора школ будут только на четыре года. Если директор захочет работать на своей должности дальше, он вновь должен будет пройти конкурс.

Кстати, Министерство сообщило о том, что сравнялись по знаниям учащихся школы с казахским и русским языками обучения. Это говорит о том, что качество образования на казахском языке повысилось. Теперь предлагается не делить государственные гранты на «казахские и русские группы», а назначать для всех через конкурс. Если эта инициатива будет поддержана, выпускники казахских и русских школ будут соперничать за одни и те же гранты. То есть, конкуренция за знания в будущем усилится.

Автор: Арман Аскаров

 

 

 

 

Сейчас читают