ШАНИН ЖУМАТ ТУРГЫНБАЕВИЧ

Родился в окрестностях Жельтау Баянаульского района Павлодарской области. Начальную грамоту освоил у местного муллы. С детства интересовался песнями, айтысами. Посещал Кояндинскую ярмарку, где наблюдал за народными гуляниями, айтысами, тем самым приобщаясь к народному творчеству. Играть и петь на домбре научился у своего родного дяди по матери Алтыбая.
В 1913 году Жумат приехал в Омск и некоторое время работал на заводе. В Омске он познакомился с С.Сейфуллиным, Н.Нурмаковым и Б.Серкебаевым, занимался самообразованием. В 1915-1916 годах закончил бухгалтерские курсы, работал помощником бухгалтера на заводе. В эти годы будущий актер впервые посетил спектакли городского театра. После возвращени с тыловых работ родной аул в 1917 году Ж.Шанин работал бухгалтером в кооперативе Каркаралинского уезда. В 1921-1922 годы - член Павлодарского уездного комитета, 1922 году - председатель Зайсанского уездного исполкома. С 1923 года Ж.Шанин был членом Семипалатинского исполкома и членом ЦИК КАССР, а также на других ответственных постах.
Активное участие Ж.Шанина в социально-политических и общественных делах расширило его кругозор и оказало впоследствии благотворное влияние на режиссерскую и писательскую деятельность.
В 20-е годы он возглавил в Семипалатинске труппу «Ес-аймақ».
Ж.Шанин, начавший свой режиссерский путь в этой труппе, поставил на сцене пьесу «Арқалық батыр», написанную им самим на основе народных сказаний и пьесы С.Сейфуллина «Қызыл сұңқарлар» (1922). В этих пьесах сыграл роли Аркалык батыра и Еркебулана. В 1925 году в Семипалатинском журнале «Таң» была опубликована его одноактная комедия «Торсықбай».
В том же году Ж.Шанин стал директором Казахского драматического театра и руководил его художественной частью, а также организовал первый национальный театр, и способствовал профессиональному становлению и художественному росту.
Начав с организационно-творческой деятельности, Ж.Шанин уделял много внимания повышению культуры актеров, организации театральной работы по определенному плану, тому, чтобы в репертуаре театра были представлены драматические произведения, достойные в воспитательном и идейно-художественном отношении. Эти проблемы всесторонне раскрыты им в статьях «Казахский государственный театр», «Артисты государственного театра» (1927), «Государственный театр Казахстана» (1928), «Из истории театра» (1931), «Освоим технику сцены», «Познать истину на сцене» (1935).
В 1926-1932 годах из произведений национальной драматургии были поставлены: «Қызыл сұңкарлар» С.Сейфуллина, «Күндеспейтін қатындар», «1910 жыл» С.Абланова, «Болат» Ж.Шанина, «Кек», «Турксиб» И.Жансугурова, «Майдан» Б.Майлина, «Октябрь үшін» М.Ауэзова, а также классические произведения «Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина, «Гамлет» У.Шекспира и написанные им самим «Торсықбай», «Арқалық батыр», «Айдарбек», «Баян батыр», «Өлімнен үмітке», «Шахта» и другие.
Постановка национальных произведений была осуществлена с использованием народных песен, кюев, традиций и других этнографических особенностей. Особое значение режиссер придавал различным сценическим реквизитам, декорациям, костюмам, помогающим раскрыть стиль эпохи и характерные особенности проигрываемых ситуаций. В 1927 году, возглавив группу мастеров искусств, Ж.Шанин участвовал в этнографическом концерте в Москве. В 1932-1933 годах он был главным режиссером Киргизского драматического театра. В 1934 году Ж.Шанин участвовал в организации и открытии музыкального театра (теперь это Казахский театр оперы и балета) и вместе с Е.Брусиловским, К.Жандарбековым поставили «Жалбыр», «Қыз Жібек», «Ер Тарғын». Эти музыкальные спектакли были высоко оценены в ходе проведенной в Москве декады казахской литературы и искусства.
Ж.Шанин внес большой вклад в развитие и формирование первого музыкального театра. В 1936-1937 годы он организовал Уральский музыкальный драматический театр. Будучи автором ряда пьес «Жанды сурет», «Қара құлын», «Қозы Көрпеш - Баян Сұлу», «Үш бажа», он внес определенный вклад в развитие национальной драматургии. Пьесы «Арқалық батыр» и «Шахта», вышедшие из-под пера Шанина, входили в репертуар казахских драматических театров, образованных в 30-е годы в Семипалатинске, Караганде, Шымкенте, Жамбыле. Шанин, обратив внимание также на народные танцы, использовал в музыкальных спектаклях такие танцы, как «Киіз басу», «Қоян - бүркіт», «Өрмек», «Шашу».
А.Затаевич, Д.Ковалев и Л.Хамиди записали целый ряд народных песен в исполнении Ж.Шанина. Он и сам переложил на ноты народные песни и кюи. В свое время творчество Ж.Шанина высоко оценили М.Ауэзов, К.Сатпаев, Г.Мусрепов.
В 1972 году Шымкентскому драматическому театру было присвоено имя Ж.Шанина.
Источник:
Книга «Исторические личности»