Секреты создания костюмов для национальных спектаклей раскрыли в «Астана Опера»

Секреты создания костюмов для национальных спектаклей раскрыли в «Астана Опера»
Фото: пресс-служба театра «Астана Опера»

Украшением репертуара театра «Астана Опера» являются национальные спектакли. Восхитительная музыка, талантливые исполнители, прекрасные декорации и, конечно, костюмы, передающие богатство духовной и материальной культуры казахского народа, создают уникальную атмосферу, заставляя испытывать необычайную гордость. Некоторые секреты создания убранства национальных опер и балетов накануне главного праздника нашей страны – Наурыз мейрамы раскрыла дизайнер по костюмам Дарига Тайшикова. Об этом передает агентство Kazinform со ссылкой на пресс-службу театра.

– В национальной одежде заключено множество символов и смыслов. Казахский костюм представляет собой целую мировоззренческую систему бытия человека, соединяющую прошлое и настоящее. По традиционной одежде можно понять, из какого рода и региона человек, каким статусом обладает. Поэтому в целях сохранения исторического наследия и канонов, и, что не менее важно, для передачи знаний последователям, необходимо бережно работать с материально-культурными ценностями, – отмечает дизайнер по костюмам «Астана Опера» Дарига Тайшикова.

Работа над национальными костюмами для спектаклей начинается с разбора концепции режиссера, которая едина для всей постановки. В таких операх как «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, «Биржан – Сара» М. Тулебаева, «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского прослеживается строгое следование историческим канонам, а также применяется метод стилизации, что позволяет не уходить в чрезмерную реконструкцию, как это делается в музейных работах. В других репертуарных спектаклях – «Алпамыс» Е. Рахмадиева, «Калкаман – Мамыр» Б. Кыдырбек исторической достоверности костюмов, как и образов персонажей, не требовалось. Работа над такими спектаклями всегда происходит динамично, активно экспериментируют с текстурами ткани.

 Секреты создания костюмов для национальных спектаклей раскрыли в «Астана Опера»
Фото: пресс-служба театра «Астана Опера»

По словам дизайнера, специфика создания национальных костюмов для опер отличается возможностью продемонстрировать их многокомпонентность. В то время как в производстве одежды для балета приходится технологически модернизировать, обыгрывать деталями, чтобы костюм не сковывал артистов во время выполнения сложных хореографических номеров.

– Технология пошива костюмов соответствует театральным канонам, потому что создание облачения для сцены значительно отличается от производства повседневной одежды. Выбор ткани и фурнитуры происходит отдельно для каждого персонажа или группы артистов. Чаше всего для национальных оперных спектаклей используются натуральные ткани. Такие материалы более экологичные, легки в ношении, сохраняют форму и оттенок при взаимодействии со светом и декорациями на сцене, – замечает специалист.

 Секреты создания костюмов для национальных спектаклей раскрыли в «Астана Опера»
Фото: пресс-служба театра «Астана Опера»

– При создании театральных костюмов у художника есть определенная свобода визуального исполнения, выбора материалов, фактур и цветов. Он использует свою палитру красок и форм, стараясь гармонично сочетать с другими элементами сцены, пропорциями и масштабами, тем самым одухотворяя персонажей на сцене через цвет, свет и формы, показывая пластику движений артистов через тягучесть или жесткость ткани, добавляя штрихи с помощью декоративных элементов, демонстрируя характеры героев и особенности образов, – подчеркивает дизайнер. – Художник по костюмам создает творческую работу, в которой в ансамбле с музыкой, оперным или балетным исполнением, с декорациями и светом, персонажи становятся более объемными, живыми, структурными и реалистичными.

Казахские костюмы часто богато украшаются серебром, золотом, с инкрустацией жемчугом и самоцветами. Эти элементы специально создают в бутафорском цехе. Например, для спектакля «Алпамыс» Е. Рахмадиева в общей сложности была изготовлена почти тысяча металлических элементов и украшений, которые использовались как одиночные ювелирные изделия или вшивались в изделия в качестве декора. Национальные одеяния также украшаются ручной вышивкой, аппликацией, принтом, бисером, камнями и многим другим, что в казахской культуре выполняет роль оберегов.

 Секреты создания костюмов для национальных спектаклей раскрыли в «Астана Опера»
Фото: пресс-служба театра «Астана Опера»

– Особое сакральное значение в национальном костюме имеет орнаментика, это отдельный обширный пласт материально-культурного наследия предков. В данной теме необходимо хорошо разбираться, даже если нет цели соблюсти точную историческую достоверность, – рассказывает Дарига Тайшикова. – Важно понимать, какие орнаменты можно использовать в одежде, а какие, например, на ковре, посуде и т.д.

Безусловно, театральные костюмы – один из важнейших элементов сценографии. Над их созданием работает большая креативная команда, искусные мастера, обладающие секретами и тайнами ремесла. Однако их задача состоит также в сохранении и передаче бесценных знаний, составляющих уникальное материальное и духовное наследие казахского народа.

Сейчас читают