В 2,5 раза увеличилось число частных школ в Шымкенте

В Шымкенте успешно решена проблема трехсменных школ. С 2022 года их количество сократилось с 14 до 3, а к сентябрю 2023 года они были полностью ликвидированы. Эти изменения стали возможны благодаря строительству новых учебных заведений и эффективному сотрудничеству между государством и частным бизнесом. За два года число частных школ в Шымкенте в рамках ГЧП увеличилось с 51 до 130. Эксперты и преподаватели делятся мнениями об этих преобразованиях в интервью с корреспондентом агентства Kazinform. 

ученики
Коллаж: Kazinform
Школьники выпускники последний звонок оқушылар түлектер соңғы коңырау
Фото: Мухтор Холдорбеков/ Kazinform

Открытие частных школ становится особенно актуальным в условиях растущей потребности в образовательных учреждениях, вызванной демографическими изменениями и увеличением числа учащихся. Сотрудничество между государством и частным сектором в строительстве таких школ стало эффективным решением проблемы трехсменного обучения и нехватки мест в быстрорастущем Шымкенте. Однако многие задаются вопросом о качестве образования и равном доступе к образовательным возможностям для всех категорий школьников.  

Год назад в Шымкенте было официально отменено трехсменное обучение, несмотря на рекордное количество первоклассников — более 28 тысяч детей впервые садятся за парты в сентябре. В 2017 году трехсменный режим действовал в трех школах, в 2018 году их число увеличилось до 19, а в 2019 году сократилось до 15. В 2023 году трехсменное обучение было окончательно ликвидировано в последних трех гимназиях — 1-й, 45-й и 65-й.

Для разгрузки учебных заведений в мегаполисе реализуются проекты по строительству новых школ, пристроек, аренде помещений у различных организаций, а также открытию частных школ в рамках государственно-частного партнерства.

В Шымкенте функционируют 130 частных школ по ГЧП, предоставляющих 63 058 мест для учащихся, что поспособствовало полностью ликвидировать трехсменное обучение. Финансирование через госзаказ помогает государству эффективно экономить ресурсы и время, в то время как частные школы получают необходимую материальную поддержку для своего развития.

школа
Фото: акимат Шымкента

Сумма подушевого финансирования в год на одного ученика в частной школе Шымкента составляет:

для 1-4 классов — 449 863 тенге,

для 5-9 классов — 609 555 тенге,

для 10-11 классов — 725 612 тенге.

Управление образования осуществляет контроль за работой частных школ и обладает всеми необходимыми правами и компетенциями для обеспечения качества образования. Так, в департаменте по обеспечению качества образования Шымкента отметили, что лицензии были отозваны у двух частных учебных заведений: Premium School и SANA.

Бытует мнение, что зарплаты в частных школах ниже, однако это не так или не совсем так, подчеркнули в управлении. Они пояснили: «Заработная плата учителей в частных школах варьируется: в некоторых учреждениях она значительно выше — в 4-5 раз, чем в государственных, в то время как в других может быть ниже, поскольку не учитываются категория и стаж преподавателей».

Первая бесплатная частная школа в стране по принципу ГЧП

Первая частная школа в Казахстане в рамках государственного частного партнерства открылась в Шымкенте пять лет назад. Обучение в образовательном учреждении бесплатное благодаря государственному финансированию. Школа функционирует в одну смену по пятидневному графику.

— Я проработала директором государственной школы № 45 в течение 30 лет. Шестой год возглавляю частную школу, где у меня есть возможность реализовывать свой творческий потенциал. Я внедряю идеи, которые использовала в государственной школе, но теперь у нас добавилась большая платформа интернета, где можно изучать опыт коллег. Каждая школа отражает уникальные особенности своего директора, что позволяет применять разнообразные подходы к обучению при общих задачах, — отмечает Роза Викторовна.

По ее словам, конкуренция на рынке образования заставляет делать школу особенной.

— В нашей школе 72% учителей имеют высшую квалификацию, что является значительным показателем. Несмотря на расположение — на окраине Шымкента в жилом массиве Сайрам — школа привлекает детей, стремящихся к знаниям, — говорит директор частной школы.

Кроме того, частные школы в рамках ГЧП подотчетны департаменту контроля и качества, который отслеживает успеваемость и воспитательную работу. Управление образования также активно участвует в развитии частных учебных заведений.

Образование в Казахстане и примеры успешных школ

В условиях современных вызовов становится очевидным, что выбор между государственными и частными школами требует тщательного анализа и понимания их особенностей, отмечает Гульнар Мансуровна Умарова — общественный деятель, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте РК.

— Я воспитываю четверых детей, которые учились как в государственных, так и в частных школах. Восемь лет назад я, как активный член общества, вместе с другими родителями в Астане создала родительскую общественность. Мы начали совместно с управлением образования мониторить различные вопросы, такие как прием в школы и пожарная безопасность, после трагического пожара в России, в городе Кемерово. Параллельно начали мониторить и школьное питание. Обнаружив ряд проблем в школьном питании и образовательных нормах, мы начали сотрудничать с министерством образования для изменения законодательства. Я также была членом комиссии по распределению квот в частные детские сады, что дало мне возможность увидеть плюсы и минусы как частного, так и государственного образования дошкольных учреждений, — рассказывает общественный деятель.

эксперт
Фото: ultcom.kz

Во время карантина частные школы продемонстрировали свою эффективность, сохранив качество образования. Однако сегодня многие родители, даже если их дети учатся в государственных школах, вынуждены обращаться к частным образовательным центрам.

— Обратите внимание, что вокруг школ не только городов, так и районных центрах множество частных образовательных центров, репетиторских учреждений, в ряде школ есть и платные подготовительные курсы. Мы считаем, что правильный шаг — это возможность размещения подушевого финансирования государственных образовательных грантов в частных учреждениях. Например, в Шымкенте есть множество частных школ, которые функционируют без дополнительной оплаты от родителей. Они используют те же средства, что и государственные школы, но при этом сами строят здания оснащают материально-техническую базу и имеют прибыль, — анализирует Гульнар Умарова.

По ее словам, это показывает, насколько важен эффективный менеджмент в образовании.

выпускники, школа, мектеп, жас тілек
Фото: Солтан Жексенбеков / Kazinform

— Некоторые государственные школы, например, школа для одаренных детей № 90 в Шымкенте, могут похвалиться высоким качеством образования благодаря эффективному менеджменту и профессиональной команде. В школе имеются оранжереи, кружки и спортивные секции. Учителя здесь активно работают и разработали более 100 методических рекомендаций, используемых по всему Казахстану. Также стоит отметить школу № 4 в Астане имени Ж. Жабаева, где создана комфортная образовательная среда, — отмечает Гульнар Мансуровна.

Частные школы, с другой стороны, часто ориентированы на бизнес и стараются предоставить качественные услуги. В таких школах меньше учеников, но и требования к педагогам выше. Однако финансовая поддержка для повышения квалификации учителей в частных школах зачастую отсутствует, как и участие в республиканских конкурсах, таких как «Лучший педагог», где предусмотрены премии в размере 3,7 миллиона тенге.

— Я состою в жюри этих конкурсов, и большинство участников — это учителя из государственных школ, детских садов, ТиПО и колледжей. Государство в последние годы ужесточило правила лицензирования образовательных учреждений, что отразилось на качестве образования. На основании моего опыта, можно сказать, что частные школы, как правило, предлагают более высокий уровень обучения. Например, в Карагандинской области есть частные школы только для младших классов, так как родители часто работают и нуждаются в полном дне. В старших классах же частных школ практически нет, что говорит о высоком уровне образовательных учреждений в этом регионе, — со знанием дела говорит общественный деятель.

школа
Фото: Виктор Федюнин/ Kazinform

Успех школы во многом зависит от эффективного менеджмента руководителей, который включает уважение к педагогам и, что особенно важно, к ученикам.

Психологически комфортная атмосфера, мотивированный коллектив и хорошо организованный внутришкольный контроль способствуют обмену опытом между учителями и поддержке учеников по системе «равный равному». Это ведет к росту профессионального уровня педагогов и, следовательно, к повышению качества образования.

— Важно при выборе школ обратить внимание на взаимоотношение между администрацией школы и педагогами, между учителями и учениками и главное между самими детьми. Пусть наши дети получают возможность развивать конкурентоспособные навыки, знания и достойное воспитание, — резюмирует член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте РК.

Важнее выбирать не школу, а конкретного учителя — психолог

В вопросах образования часто обсуждается свобода детей, но не всегда учитывается, насколько они готовы к этой свободе. Психолог Герман Владимиров подчеркивает: «Свобода подразумевает ответственность. На начальном этапе выбор должны делать родители, здесь никаких сомнений нет». Он отмечает, что некоторые дети берут на себя ответственность в 10 лет, другие — в 15, а некоторые не справляются с ней и в зрелом возрасте.

педагог
Фото: Адлет Беремкулов/Kazinform

— Моя дочь учится в государственной школе, а сын — в частной, поэтому я хорошо знаком с обеими сторонами образовательного процесса. Важно отдавать не в школу, а к учителю, особенно в первых классах. Во все времена ценились именно специалисты, и сегодня ситуация не изменилась. Родители выбирают профессиональных преподавателей независимо от школ. Однако родители совершают порой педагогические ошибки, пытаясь навязать детям то, что им не подходит. Многие из них компенсируют свои комплексы через детей, что приводит к отсутствию выявления их способностей. Важно учитывать индивидуальные подходы к каждому ребенку. Каждый человек ценен и дорог, но специалистов, способных выявить их таланты, гораздо меньше, чем хотелось бы, — отмечает практикующий психолог, преподаватель вуза Герман Владимиров.

Тем не менее, основная надежда на «разгрузку» учебных заведений связана с национальным проектом «Комфортная школа». До конца 2025 года в Казахстане планируется открыть 217 современных учебных заведений.

В Шымкенте школы нового формата строят, в основном, в отдаленных микрорайонах. Это избавит детей от необходимости ездить за знаниями в центр города.

Две «комфортные школы» открыли в Шымкенте накануне Дня Республики — на 1200 и 2000 мест. Учебные заведения, расположенные в микрорайонах Нуршуак и Юго-Восток.

Ранее агентство Kazinform отмечало, что Шымкент является одним из лидеров по количеству открывающихся ежегодно частных школ. Корреспонденты сделали обзор самых дорогих из них.

школьники День знаний флаг оқушылар Білім күні ту
Фото: Максат Шагырбаев/ Kazinform

 

Сейчас читают