Российские поисковики готовы отказаться от новостей
Многие из них готовы вовсе отказаться от новостей. Их собственный бизнес от этого пострадает несильно, а вот сайты медиакомпаний ожидает падение трафика.
Как сообщал РБК, в рамках форума «Интернет-предпринимательство в России», который пройдет в Москве 10 июня, Путин может провести встречу с первыми лицами российских интернет-компаний. Среди участников форума заявлены гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож и гендиректор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. Единого обращения к президенту лидеры Рунета не подготовили, уточнил вчера сотрудник одной из компаний-участниц форума.
По его словам, бизнесмены надеются обсудить вопросы, связанные с регулированием Рунета, в том числе являются ли интернет-поисковики и новостные агрегаторы средствами массовой информации. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в мае сообщил РБК, что не считать, например, «Яндекс.Новости» СМИ было бы несправедливо, и сейчас на экспертном уровне ведется дискуссия, как закрепить это в законодательстве.
Среди крупных интернет-площадок, не являющихся СМИ, новостные подборки помимо «Яндекса» и Mail.ru публикуют Google, Rambler, а также новый поисковик «Спутник», подконтрольный государственному «Ростелекому».
Интернет-компании рассказали РБК, что пригласили в свои офисы депутатов Андрея Лугового и Вадима Деньгина, которые собираются вносить в Госдуму соответствующий законопроект. По словам пресс-секретаря «Яндекса» Аси Мелкумовой, цель - продемонстрировать, что новостной сервис работает автоматически, без участия редакторов.
«У «Яндекс.Новости» (news.yandex.ru) нет своей редакции и модераторов, сервис не пишет собственные материалы, у него нет редакционной политики и своей точки зрения, все новости поставляют партнеры», - объяснила Мелкумова.
В Mail.ru, как рассказали в пресс-службе, автоматически работает поиск по новостям. Но топ новостей на главной странице и внутренней (news.mail.ru) - это, по словам бывшего сотрудника компании, «ручной продукт в отличие от полностью автоматического «Яндекс.Новости».
У Google нет подборки новостей на главной странице, а в новостном разделе (news.google.ru) они агрегируются автоматически, отметил представитель компании. Также автоматически, по словам главного редактора «Рамблер-Новости» (news.rambler.ru) Максима Токарева, происходит отбор и у Rambler.
Пресс-секретарь «Спутника», работающего с 22 мая, Дмитрий Чистов сообщил, что лента новостей у поисковика (news.sputnik.ru) формируется автоматически - как у «Яндекс.Новости», «актуальные новости формируются в сюжеты». За качеством «склеивания» сюжетов следит один редактор, но он выполняет скорее техническую функцию, отметил Чистов: «Собственный контент мы не производим, агрегируя другие СМИ».
По словам менеджера одной из перечисленных интернет-компаний, непрофильный бизнес в виде СМИ им не нужен, нанимать редакцию, способную фильтровать десятки тысяч сообщений в день, они не собираются. Остается понять: достаточно ли будет отказаться от подборки новостей на главной странице или придется удалять весь раздел «новости».
Лицензия СМИ по закону может быть отозвана, если в течение 12 месяцев издание получит два предупреждения от Роскомнадзора, например, за нецензурные высказывания или призывы к национальной розни.
«Если даже мы получим такую лицензию, то не сможем сохранить ее надолго», - сокрушается другой собеседник РБК. Регистрация в качестве СМИ, по словам Тимченко, - это катастрофа для «Яндекс. Новости».
Зарегистрироваться в качестве СМИ, если придется, готов только «Спутник».