Резкое уменьшение проектов ГЧП отмечают депутаты

Магеррам  Магеррамов
Фото: Фото: parlam.kz.

Принять меры для повышения эффективности механизма ГЧП призвал депутат Мажилиса Магеррам Магеррамов, передает корреспондент агентства Kazinform.

- Фракция Народной партии Казахстана 7 декабря провела круглый стол с участием центральных государственных органов, экспертов, акиматов и частных инвесторов по теме ГЧП. В ходе обсуждения выяснилось, что за 2023 год стремительно упало количество проектов ГЧП и объем инвестиций по ГЧП контрактам, и деньги в инфраструктуру почти не привлекаются по причине боязни чиновников привлечения к ответственности из-за прошедших проверок контролирующих органов, - сказал Магеррам Магеррамов, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса.

Кроме того, как отметил депутат, вскрылись серьёзные недоработки Правительства по обучению чиновников расчётам эффективности применения ГЧП. По обращениям местных и иностранных инвесторов наблюдаются случаи отказа или пересмотра в одностороннем порядке условий ГЧП со стороны государственных органов.

- Такая бессистемная работа влечёт за собой снижение инвестиционной привлекательности Казахстана в целом. В настоящее время сложилась ситуация, что среднее время разработки и согласования проектов ГЧП составляет полтора-два года, поэтому инвестиции стало проще осуществлять через прямые расходы бюджета. Хотя во всём мире инфраструктурные проекты в основном осуществляются через ГЧП, так как позволяют передать риски инвестиционной стадии на частного партнёра и защищают государство от удорожания в процессе строительства, - заявил Магеррам Магеррамов.

К примеру, как отметил мажилисмен, в автодорожной отрасли ежегодно осуществляется около 10 тысяч государственных закупок. При этом, Азиатский Банк Развития с 2018 года предлагает перейти на долгосрочные контракты ГЧП эффективного (бездефектного) содержания дорог – контракты, нацеленные на результат. Такие контракты позволят решить вопросы с качеством дорог, с дефицитом битума в строительный сезон, со снижением стоимости затрат на ремонт и содержание дорог.

- Складывается впечатление, что отказ от государственных закупок на 600 млрд тенге ежегодно кому-то очень невыгоден. Примерно также обстоят дела с национальным проектом «Комфортная школа» на 2,3 трлн тенге, где из 3-х предусмотренных механизмов выбрано только строительство школ «под ключ», а другие механизмы, например ГЧП, не используются. Не предусмотрена реновация устаревших школ по механизму ГЧП с частичным софинансированием из республиканского/местного бюджетов, из которых более половины построены в советское время и 57 находятся в аварийном состоянии, - подчеркнул Магеррам Магеррамов.

Кроме того, по его словам, для строительства доступного и качественного жилья на 5-м съезде Национального совета общественного доверия в 2021 году Президентом было поручено перейти на оффтейк контракты. За два года данное поручение не было выполнено. Хотя в рамках механизма ГЧП через оффтейк контракты можно было бы объединить всю государственную помощь для строительства социального жилья и законное предоставление подготовленных земельных участков. На основе международного опыта необходимо поощрять строительство доступного жилья по себестоимости некоммерческими жилищными кооперативами с участием самих очередников.

- В целом, назрела необходимость в разработке нескольких программ ГЧП: по ремонту автомобильных дорог, по строительству школ и общежитий, социального жилья и другой инфраструктуре. Необходимые средства уже имеются в республиканском бюджете – нужно перераспределение, - добавил депутат.

 

Сейчас читают