Религиозное сознание казахстанцев

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Религия является и долго, наверное, всегда, будет являться одним из самых важных для человека и человечества феноменов их бытия. В этой связи необходимо подчеркнуть, что, говоря о тенденциях развития нашей страны, необходимо актуализировать позитивные возможности религии в сфере духовности и нравственности, в деле консолидации казахстанского общества и даже в политических процессах, включая мировую геополитику.
None
None

Оценка состояния религиозного сознания в Казахстане - необходимый этап понимания всей религиозной ситуации в стране, так как эффективность государственной политики в области религии напрямую зависит от адекватности оценки объемов и глубины веры населения РК. А религиозное сознание отчасти отображает обе эти характеристики религиозности в РК. Поэтому на религиозное сознание аналитикам следует обращать самое пристальное внимание.

Религиозное сознание является комплексным, интегративным показателем, отображающим религиозную ситуацию в Казахстане с ее субъективной стороны - таким, какой она предстает в сознании казахстанцев, как верующих, так и неверующих. Религиозное сознание населения РК имеет сложную структуру: часть верующих придерживается традиционных для Казахстана вероисповеданий, другая (намного меньшая) часть является приверженцами новых религиозных движений. Имеется пассивная в отношении религии часть населения, а также довольно большая часть общества, позиционирующая себя в качестве атеистов. Все эти сегменты населения Казахстана, выступающие носителями религиозного или атеистического мировоззрения, в совокупности образуют феномен религиозного сознания. Эту сложную структуру религиозного сознания надо иметь в виду при попытке воздействия на него в нужном направлении. Один сегмент может быть восприимчивым к этому воздействию, другой - безразличен, третий выразит протест. Поэтому намерение воздействовать на религиозное сознание должно учитывать его структуру - в этом случае можно надеяться на успех. В дополнение к сказанному важно не забывать, что религиозное сознание является достаточно динамичной характеристикой, имеющей внутреннюю способность к изменению, иногда весьма существенному. Итак, нельзя считать религиозное сознание феноменом, относящимся ко всему казахстанскому обществу в целом, и оперировать этим показателем, применяя его ко всему обществу. Параметры религиозного сознания дифференцируются от социального слоя к социальному слою, от этноса к этносу, от религии к религии. Так дифференцированно, религиозное сознание и следует вводить в качестве характеристики общества.

Наряду с этим, нужно иметь в виду, что религиозное сознание, хотя и отображает состояние религиозной сферы, не является абсолютно точной копией этой сферы. Сознание всегда есть только срез, только представление о реальности, которую это сознание отображает. Поэтому религиозное сознание, хотя и дает представление о религиозной ситуации в Казахстане, но сама эта ситуация значительно более сложна, чем она предстает в анализе только лишь религиозного сознания. В силу этого, оценка религиозного сознания должна быть дополнена другими методами исследования религиозной ситуации.

Религиозное сознание может быть ложным. Зачастую люди в своем самосознании позиционируют себя в качестве верующих, имея мало оснований для этого. Так возникает мнимо религиозная среда, феномен которой изучен недостаточно. Мнимо верующие люди представляют определенную опасность для стабильности Казахстана. Во-первых, наличие этой среды приводит к завышению числа верующих, что не позволяет выработать адекватную стратегию в сфере религиозной политики. Во-вторых, мнимо верующие люди готовы на протест от имени религии в большей степени, чем реально верующие, по причине поверхностного знания религии и отсутствия в их сознании сдерживающих религиозных факторов.

В массовом сознании совершается переосмысление роли религии, респонденты дают неоднозначную оценку ее роли в нашем обществе. Примерно половина респондентов отмечает ее положительное влияние, примерно каждый шестой респондент не видит позитивного воздействия религии на общество.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на чрезвычайное многообразие вопросов, возникающих в сфере практической реализации ряда статей Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», а также в повседневной жизни конфессий Казахстана, имеется общий методологический подход к разрешению всех этих проблем в сфере государственно-конфессиональных отношений. Подход этот состоит в следующем. Светская форма государственности порождает концептуального уровня принцип: государство обязано создавать условия для достаточно самостоятельного функционирования религий, а религии не вмешиваются в государственные дела и не порождают со своей стороны новых вызовов и угроз обществу и государству.

Сейчас читают