Реки не признают политических границ - Асхат Оразбай о председательстве Казахстана в Фонде спасения Арала

Фонд сохранения Арала
Фото: фото из архива Асхата Оразбай

В январе текущего года началось председательство Республики Казахстан в Международном Фонде спасения Арала (МФСА) – уникальной и единственной институционально оформленной региональной организации, объединяющей все пять стран Центральной Азии. По согласованию со всеми государствами-учредителями МФСА на период 2024-2026 годов председателем исполнительного комитета Фонда назначен Асхат Оразбай, до этого занимавший пост Чрезвычайного и Полномочного посла Казахстана в ряде стран и имеющий большой опыт работы на дипломатическом поприще. Относительно приоритетов и задач казахстанского председательства спикер рассказал в интервью для Kazinform.

- Асхат Тутхишбайулы, во-первых, позвольте поздравить Вас с назначением на должность председателя Исполкома МФСА. И могли бы Вы вкратце рассказать о себе.

- Спасибо за вопрос. После окончания вуза работал в разных сферах и странах, имею опыт преподавательской работы в университете, но абсолютно большую часть моей трудовой карьеры я проработал в системе Министерства иностранных дел Республики Казахстан, возглавлял дипломатические миссии в Туркменистане, Индонезии (по совместительству в Республике Филиппины) и Иране. Также являлся генеральным секретарем Организации экономического сотрудничества со штаб-квартирой в Тегеране. Имею дипломатический ранг - Чрезвычайный и полномочный посол.

- Как Вы восприняли назначение председателем Исполкома МФСА, что чувствуете и какие поставили цели на данном посту?

- Считаю, что не только Президент Казахстана, который также является Президентом МФСА, но и главы остальных четырех государств-учредителей Фонда, которые согласовали мою кандидатуру, возложили на меня высокую ответственность и оказали доверие по поводу дальнейшего развития сотрудничества в водохозяйственной сфере в целом и региональной организации в частности.

Считаю, что центрально-азиатский регион очень близок мне. Ведь я окончил университет в Узбекистане, молодым специалистом работал в Кыргызстане, возглавлял Посольство Казахстана в Туркменистане, многократно по работе посещал Таджикистан и говорю с ними на одном языке.

Моя цель на посту председателя Исполкома МФСА – укрепление партнерства между нашими братскими странами в контексте водных отношений, ведь бассейны трансграничных рек Амударьи и Сырдарьи – это в целом огромный бассейн Аральского моря, некогда четвертого по величине озера в мире. И то, что произошло с Аралом является катастрофой планетарного масштаба. Именно для решения основных проблем Аральского экологического кризиса в 1993 году был учрежден МФСА.

Сохранение моря
Фото: архив спикера

- Какие конкретные приоритеты и задачи поставлены на период текущего председательства Астаны в Фонде?

- Хочу отметить, что приоритеты изложены в Концепции председательства Республики Казахстан в Международном Фонде спасения Арала на 2024-2026 гг.

В документе изложено, что планируется решить следующие задачи:

  • продолжение работы по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА на основе имеющихся материалов Исполнительного комитета МФСА (Дискуссионный документ 2010 г. и рекомендации Рабочей группы 2023 г.);
  • реализация Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на период 2020-2030 гг. (ПБАМ-4) и ее систематизированный мониторинг;
  • выполнение Региональной программы по охране окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии на период 2020-2030 гг. (РПООСУР ЦА);
  • создание долгосрочного и устойчивого регионального механизма сотрудничества для эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центральной Азии с учетом интересов всех стран региона в сферах ирригации, гидроэнергетики и экологии;
  • разработка Плана работы по внедрению единой автоматизированной системы учета, мониторинга, управления и распределения водных ресурсов в бассейне Аральского моря;
  • укрепление регионального сотрудничества с международными партнерами по развитию, структурными подразделениями ООН, финансовыми институтами и донорским сообществом;
  • развитие сотрудничества в рамках общепринятых международных природоохранных конвенций, планов действий, деклараций и совместных заявлений.

Важным аспектом нашей организации выступает коллективный и коллегиальный характер деятельности. План работы Исполкома МФСА на период председательства традиционно будет подготовлен официальными представителями всех государств-учредителей и вынесен для принятия на заседание Правления, членами которого являются заместители глав правительств, ответственных за вопросы водных ресурсов и экологии. Все решения принимаются консенсусом, т.е. каждый голос будет услышан и важен.

- Асхат Тутхишбайулы, расскажите о процессе совершенствования организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА?

- Относительно вопросов совершенствования деятельности МФСА хотелось бы подчеркнуть, что это весьма непростой и многокомплексный процесс, и продвижение происходит постепенно, но все стороны выражают заинтересованность и активно участвуют в работе.

Представьте масштабы и особенности. Во-первых, пять стран с разными географическими условиями и, соответственно, интересами. Но вода нужна всем и всегда. Нет воды – нет жизни, нет развития.

Во-вторых, за 30 лет деятельности МФСА превратился в большую и разветвленную региональную организацию. В нашу структуру помимо Исполкома, как основного рабочего органа, входят Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) с Научно-информационным центром, Секретариатом, бассейновыми водохозяйственными объединениями «Амударья» и «Сырдарья», Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию (МКУР) с Научно-информационным центром и Секретариатом, Региональный центр гидрологии Центральной Азии и др.

В-третьих, как видите, МФСА – это не только компетенция водных ресурсов, это еще и вопросы охраны окружающей среды, социально-экономический блок. В 2022-2023 гг. страны договорились включить отдельным блоком энергетику с упором на гидроресурсы, что вдохновило Таджикистан и Кыргызстан развивать гидроэнергетику, в т.ч. путем строительства новых ГЭС.

Представьте, что работа по совершенствованию деятельности МФСА началась после Алматинского саммита в 2009 году, новый импульс был придан в 2018 году, когда Туркменистан выдвинул инициативу создать специальную Рабочую группу, продолжена в период предыдущего председательства Таджикистан.

- Могли бы Вы раскрыть темы реализации ПБАМ-4 и выполнения РПООСУР ЦА?

- Обе региональные программы были приняты 2-3 года назад соответствующими Решениями Правления МФСА и имеют срок реализации до 2030 г. Это основные рабочие документы, в которых предусмотрены национальные и совместные двух- и многосторонние проекты. Проекты в них были отобраны из множества предложений также путем консенсуса.

дамба на Аральском море
Фото: архив спикера

Например, в ПБАМ-4 предусмотрены четыре направления: комплексное использование водных ресурсов, экологическое, социально-экономическое, совершенствование институционально-правовых механизмов. Здесь собрано более 30 проектов и надо признать, что 4-ая Программа по сути это общий сборник собранных воедино наиболее актуальных проектов, нацеленных на решение проблем от истоков в горах и ледников до устья и Приаралья.

РПООСУР ЦА была подготовлена нашими странами в рамках сотрудничества в Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР). В этом документе акцент сделан на специфические проблемы в сфере охраны окружающей среды: стихийные бедствия, климатические изменения, засухи, сели и наводнения, опустынивание, деградация экосистем и биоразнообразия, и др.

Наша задача заключается в реализации проектов этих Программ, привлечении внимания и средств не только самих стран бассейна Аральского моря, но и международных партнеров по развитию. Совместными усилиями мы сможем улучшить ситуацию, которая, к сожалению, с учетом изменения климата (а в нашем регионе процессы потепления происходят гораздо интенсивнее, чем в целом на планете) порождает новые риски.

Считаю, что у МФСА есть большое будущее, ведь по сути это единственная организация такого рода в регионе и только сообща мы в силах эффективно противостоять этим рискам. Экология и реки, которые текут тысячелетиями и дают жизнь нашим народам, не признают политических границ.

Сейчас читают