«Регулирование естественных монополий основывается на нормах Конституции», - заместитель председателя АРЕМ Е.Кудайбергенов

None
None
АНА. 19 августа. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Конституция - Основной закон нашей страны. Конституционные нормы  служат источником и обоснованием всех кодексов и законов, с положениями Конституции сверяются все нормативно-правовые акты, разрабатываемые для самых разных сфер общественных отношений. Одной

из таких сфер, где очень важно соблюдение конституционной законности, является деятельность естественных монополий и работа государственных органов по регулированию этой деятельности.

В преддверии Дня Конституции заместитель председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Ескендир Кудайбергенов в беседе с нашим корреспондентом рассказывает о реализации конституционных норм в государственном регулировании монополистической деятельности.

- Ескендир Копбосынович, на каких нормах Конституции основана деятельность Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий. Как осуществляется реализация этих норм?

- В соответствии со статьей 25 Конституции РК монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Реализация этой нормы Конституции нашла отражение в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

Если вспомнить историю, до принятия Конституции суверенного Казахстана действовали нормы Закона Казахской Советской Социалистической Республики «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», принятого еще в 1991 году. В 1998 году был принят Закон «О естественных монополиях», который определил правовые основы государственного регулирования и контроля деятельности в сферах естественных монополий.

В 2001 году, а затем и в 2006 году были приняты новые Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», которыми также определялись организационные и правовые меры государственного регулирования по поддержке предпринимательства, предупреждению, ограничению, пресечению и регулированию монополистической деятельности. 

С принятием в декабре 2008 года нового Закона «О конкуренции» Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» был поставлен на утрату.

В настоящее время вопросы регулирования и ограничения монополистической деятельности субъектов естественных монополий регламентируются только Законом «О естественных монополиях и регулируемых рынках». Также действие данного Закона - с 1 января 2009 года, - распространяется на отношения, возникающие на рынке услуг, товаров и работ, связанные с существованием и деятельностью субъектов регулируемого рынка.

-  Какие ограничения установлены законами Казахстана для монополистов?

- Как я уже отмечал, деятельность субъектов естественных монополий, а также субъектов, занимающих монопольное или доминирующее положение на товарных рынках, регулируется и ограничивается Законом  «О естественных монополиях и регулируемых рынках». Этим Законом регламентированы права и обязанности данной категории предпринимателей.

Для субъектов, занимающих монопольное или доминирующее положение на товарных рынках, установлено государственное регулирование цен в определенных законодательством сферах деятельности.

В своей деятельности эти субъекты могут повышать цены на регулируемые услуги только после проведения экспертизы цены нашим Агентством и признания этой цены обоснованной в соответствии с требованиями законодательства. Реализация своей продукции или оказание услуг без уведомления уполномоченного органа о повышении цены и проведения соответствующей ее экспертизы, влечет ответственность, установленную Кодексом об административных правонарушениях РК.

Также регламентировано и ограничение деятельности субъектов естественных монополий. Для них установлено около десяти запретов. Например, запрещается взимать за свои услуги плату, превышающую установленный уполномоченным органом размер, а также взимать дополнительную, не предусмотренную законом плату, или иным образом навязывать дополнительные обязательства, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых им услуг, как-то: передача финансовых средств и иного имущества; и имущественных прав.

Субъектам естественных монополий запрещено навязывать условия доступа к своим услугам или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей,  а также требовать оплаты за предоставленные им услуги, не соответствующие установленным требованиям к качеству регулируемых услуг.

При этом субъект естественной монополии обязан выполнять решения уполномоченного органа, не противоречащие законодательству Республики Казахстан, и обеспечивать всеобщее обслуживание потребителей регулируемых услуг -  с учетом утвержденных тарифов или их предельных уровней.

- В соответствии со статьей 18 Конституции РК государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину  возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. А как выполняет эту норму Конституции Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий? Может ли гражданин получить в Агентстве интересующую его информацию, например, по утвержденным тарифам?

- Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и, в целом, законодательство о естественных монополиях и регулируемых рынках направлены на обеспечение доступа к интересующей информации -  как субъектов естественных монополий, так и потребителей их услуг.

В соответствии со статьей 14-1 Закона, Агентство обязано знакомить потребителей с принятыми решениями по вопросам регулирования деятельности субъектов естественной монополии, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Информацию о деятельности Агентства, а также о регулируемых услугах, включая информацию по тарифам, любой гражданин может получить на веб-сайте Агентства - www.regulator.kz .

В соответствии с нормами законодательства субъекты и потребители могут принимать участие в публичных слушаниях при рассмотрении заявок субъектов естественных монополий на утверждение тарифов или их предельных уровней. Целью проведения таких слушаний является усиление защиты прав потребителей в сфере тарифной политики  путем обеспечения прозрачности  деятельности субъектов  естественных монополий для потребителей и уполномоченного органа.

На публичных слушаниях обсуждаются проекты тарифа или его предельного уровня на регулируемые услуги субъекта естественной монополии с приглашением депутатов, представителей государственных органов, потребителей и их общественных объединений, средств массовой информации, независимых экспертов и субъектов естественных монополий.

Сейчас читают