«Путешествие в Западный край», или Что китайский монах делал в Таразе 14 веков назад

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует конкурсную работу на тему «Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания», посвященная пятилетию выдвижения инициативы «Один пояс, один путь». Подробности о конкурсе можно узнать по этой ссылке.    

История дипломатических, экономических, культурных и просто межличностных отношений между Казахстаном и Китаем, жителями Поднебесной Империи и Великой Степи, насчитывает не одно столетие. И прав был выдвинувший инициативу «Один пояс, один путь» Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, утверждая, что дружественные контакты между Китаем и народами Центральной Азии, современного Казахстана начались в глубокой древности. В свою очередь казахстанский Глава государства Нурсултан Назарбаев уверен, что инициатива «Один пояс, один путь» - это новая парадигма сотрудничества между дружественными странами Казахстаном и Китаем, и истоки этого сотрудничества уходят в глубину веков. Огромные просторы Евразии, обладающие несметными природными богатствами и значительными людскими ресурсами, обещают стать благодатным полем для выработки современных  механизмов регионального экономического партнерства.

Благой целью инициативы «Один пояс, один путь» является экономическое процветание стран-участниц проекта, укрепление культурных связей между разными странами и цивилизациями, содействие мирному и устойчивому развитию Евразийского континента, на котором сегодня проживает 63% населения планеты. Экономисты подсчитали, что предположительный экономический эффект от реализации инициативы «Один пояс, один путь» составит свыше 20 трлн долларов.

Отметим, что в рамках проекта «Экономического пояса Шёлкового пути» рассматривается создать три трансевразийских экономических коридора. Это северный транспортный коридор  от Китая через Центральную Азию, Россию и до Европы. Это центральный коридор от Китая через Центральную и Переднюю Азию, Персидский залив и до Средиземного моря. И третий - южный - от Китая через Юго-Восточную и Южную Азию до Индийского океана. Строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали из Пекина в Москву через Казахстан (скорость поездов от 200 до 400 км/ч) предполагает увеличение мобильности населения, создание вдоль магистрали крупных агломераций, появление новых рабочих мест. Путь между Москвой и Пекином займёт двое суток, между Алматы и Москвой - менее суток.

Ожидается, что высокие технологии высокоскоростного наземного транспорта способствуют внедрению инновационных технологий в строительстве, машиностроении, информационных технологиях. Помимо этого, разрабатывается проект Морского Шёлкового пути XXI века, включающего создание двух морских маршрутов. Один маршрут ведёт из побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион. Другой маршрут соединит приморские районы Китая и Европы через Южно-Китайское море и Индийский океан. Сокращение в среднем на 50% транспортных путей через Евразию в Европу, благодаря инициативе «Один пояс, один путь», позволит не только получить от этого огромные прибыли, но и обеспечить надежность доставки грузов. 

От просторов Великой Степи до врат Поднебесной 

Кладезем исторических мест и событий является жамбылская земля в междуречье Шу и Таласа, говорит известный казахстанский историк Такен Молдакынов. «На территории Жамбылской области происходили важные исторические события, сыгравшие огромную роль в истории казахского народа и народов Центральной Азии. Достаточно назвать, например, знаменитую Таласскую битву 751 года близ Тараза, которая предопределила развитие тюркской, китайской и арабской цивилизаций. Единственное в истории человечества арабо-китайское сражение произошло на реке Талас близ города Атлах, который входил в окружение городов древнего Тараза, одного из крупных центров Великого Шелкового пути. В 2014 году пять исторических объектов Жамбылской области были включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это городища Актобе (Степнинское), Кулан, Орнек, Костобе, а также Акыртас. Немало и других уникальных объектов на всем протяжении Шелкового пути находится в нашем регионе».
За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз испытал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, пережил множество переименований. В средние века город процветал. Иностранные государства, судя по историческим хроникам, стремились к сотрудничеству с правителями Тараза, направляя свои посольства. Своих послов отправляла в Тараз даже Византия, искавшая союзников среди тюрков Средней Азии. Однако после XIII века Тараз теряет былое могущество и на многие столетия погружается в запустение. И только в XIX веке возрождается под новым именем Аулие-Ата. Лишь в 1997 году Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева городу возвращено древнее имя Тараз. Итак, в средние века Тараз был важным звеном на Великом Шёлковом пути, а в X-XIII веках становится столицей одного из уделов правителей Караханидов. В те времена город процветал, собирая богатую дань с торговых караванов, активно развивая культуру, искусства, науки, ремесла, имея даже свой монетный двор. На гербе древнего города красовался «барс с поднятой лапой» - символ могущества и процветания. До сих пор в юго-восточной части Тараза сохранились остатки древнего моста, по которому переходили караваны, следовавшие по Великому Шелковому пути.  «Средневековый Тараз, город купцов и мастеров, был богатым и многолюдным перекрестком международных трасс, здесь можно было услышать персидскую, китайскую, согдийскую, тюркскую, славянскую речь. Упоминание об этом городе можно найти в китайских источниках середины 1 в. до н.э. в связи с одним из первых государственных объединений на территории Казахстана - Кангюйским», - говорит Такен Молдакынов.

***

Китайский буддийский монах Сюань-Цзян (602-664 гг.)  известен своим 17-летним путешествием в Индию, где учился и общался со знаменитыми буддийскими мастерами. Путешествовавший по Центральной Азии, в том числе и по территории Жамбылской области, китайский монах Сюань-Цзян стал одним из первых, кто описал Тараз и его окрестности. «Таинственный толстяк», как называли Сюань-Цзяна, известен как учёный, философ, путешественник и переводчик эпохи династии Тан. В своей книге «Путешествие в Западный край», переведенной на многие языки, включая русский, буддийский монах изложил итоги своего путешествия. 

nullИзвестно, что буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии, после чего началось его проникновение в Китай, Среднюю Азию и Казахстан. Буддизм некогда оказывал значительное влияние на тюрков, до сих пор на территории Казахстана и Жамбылской области сохранились буддийские храмы и многочисленные артефакты. Начав свое путешествие на восток в Индию в 629 году, Сюань-Цзян был вынужден двигаться на запад, так как в то время Китай вёл войну, зарубежные поездки были запрещены и император не дал разрешения на путешествие. Однако Сюань-Цзян убедил стражников у заставы Юймэньгуань в необходимости для него покинуть империю через Лянчжоу (Ганьсу) и Цинхай. Он пересёк пустыню Гоби и в 630 году, прибыл в Турфан, затем перешёл высокогорные перевалы Тянь-Шаня и оказался на территории нынешнего Кыргызстана. Обогнув озеро Иссык-Куль, попал в Суяб (в Чуйской долине близ современного Токмака), где встретил кагана западных тюрков, в то время дружественных Китаю и благожелательно относившихся к буддизму. В живописных Меркенских горах на территории Жамбылской области (плато Сандыктас) у кагана была летняя резиденция, куда он отправлялся отдыхать во время летнего зноя. Вот как описывает это монах: ««...От города Сушэ шел на запад 400 ли. ...Прибыл к Тысяче Родников. Земли, занимаемые Тысячью Родников, свыше 200 ли в поперечнике, с южной стороны - Снежные Горы, с трех остальных сторон - равнинные земли. Почвы влажные, леса густые. В последний месяц весны цветы пестреют ковром. Родников и водоемов - тысяча. Поэтому такое название. Туцзюэский каган приезжает сюда, спасаясь от жары. Здесь есть стадо оленей, многие из них украшены колокольчиками и кольцами. Они привычны к людям и не слишком боязливы. Каган дорожит ими; он издал указ о своем покровительстве над стадом и запретил убивать оленей. Кто нарушит указ, тому не будет пощады. Поэтому олени этого стада доживают до старости».

Описал он и знаменитый жамбылский загадочный комплекс Акыр-Тас, уже тогда, по его описаниям, лежавший в развалинах: «На дороге попалось нам каменное городище: камни совершенно красного цвета; есть следы древнего военного становища. На западе есть большие насыпи могильные, расположенные как звёзды в Медведице». Действительно, до сих пор близ комплекса Акыр-тас известны древние курганы - «Жети курган», как их называют, и их расположение с высоты птичьего полета очень напоминает конфигурацию созвездия Большой Медведицы. 

В своей книге Сюань-Цзян описывает город Тараз: «От Тысячи Родников шел 140 - 150 ли. Прибыл в город Далосы (Тараз). Город в окружности 8-9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из разных стран. Продают изделия из кожи и шелка, золота, серебра и бронзы...Местные продукты и климат очень схожи с Сушэ...». Торговали в Таразе в те времена и гончарными изделиями, коврами, тканями, пряностями и многими другими товарами, говорит он.

Затем путешествующий монах направился на юго-запад к Чжэши (ныне Ташкент) и далее через Афганистан и другие страны попал в Индию. Любопытно, что именно Сюань-Цзян вывез из Тараза семена лука, который с древних времен выращивали таразские дехкане и который ему очень пришелся по вкусу. До сих пор на землях Жамбылской области выращивают лук, отличающийся высокими вкусовыми качествами. В конце своего путешествия Сюань-Цзян привёз в Китай из Индии 657 текстов на санскрите, организовал школу переводов в городе Чанъань и перевёл их на китайский язык. В 646 году по заданию императора Сюань-Цзян завершил свою книгу «Путешествие в Западный край [во времена] Великой Династии Тан» (大唐西域記). Написанный во время династии Мин знаменитый роман «Путешествие на Запад» вошел в число классических сочинений китайской литературы, получивших мировую популярность.

 

***

«Более чем двухтысячелетняя история взаимоотношений Китая и Казахстана показывает, что страны с разными национальностями, разными религиями и культурными традициями вполне могут вместе жить в мире и согласии, добиваясь совместного развития, если будут руководствоваться духом солидарности и взаимодоверия, равноправия и взаимной выгоды, инклюзивности и взаимного заимствования, а также сотрудничества во имя взаимной выгоды. Этому нас научил Шелковый путь», - мудро заметил председатель КНР Си Цзиньпин, подчеркнув при этом, что нужно всемерно укреплять практическое взаимодействие между странами, быть надежными партнерами для взаимной выгоды и общего выигрыша.

Сейчас читают