Пульс Астаны: Что тревожит жителей города

None
None
  АСТАНА. КАЗИНФОРМ - С начала этого года в Астане действует новая организация при акимате - Бюро городских решений. Бюро, словно врач, ставит диагноз и назначает лечение городу. О том, что тревожит жителей мегаполиса, рассказал в интервью МИА «Казинформ» руководитель Бюро Даурен Кайсаров. 

- Даурен Ерланович, расскажите, чем занимается Бюро городских решений?

- Бюро городских решений изначально было задумано как орган, позволяющий наладить коммуникации между городскими властями, горожанами и гостями города. Проектная группа начала работать в сентябре прошлого года. Сейчас работают четыре человека, плюс я - руководитель. Официально мы имеем статус информационно-аналитического центра. Наша задача - обработка информации, поступающей в акимат через все каналы коммуникаций. Это могут быть письменные, устные просьбы, посты в социальных сетях. Все это мы анализируем и выявляем наиболее системные вопросы, то есть частные случаи уходят в другие отделы и департаменты аппарата акима Астаны. Если мы видим, что наметилась какая-то тенденция, то мы систематизируем вопрос, выносим на рассмотрение соответствующих служб, если есть необходимость, то заместителя акима или акима города.

У нас четыре отдела. Один отвечает за аналитику, второй - за производственный контент. Если раньше многие коллеги оперировали сухим пресс-релизом, то сейчас у нас формат меняется. Например, мы думаем о том, как донести месседж до читателей в WhatsApp, или слушателей радио, телевидения, социальных сетей. Третий отдел занимается мониторингом социальных сетей. Специализированное оборудование позволяет нам по запросам, относящимся к Астане, понимать, что происходит в городе, что интересует людей, о чем они думают. Четвертое направление у нас связано с организацией мероприятий: общественные слушания, круглые столы, экспертные заседания, инициируем работу различных рабочих групп. Первым, к примеру, у нас поднимался вопрос транспорта, вторым - жилищно-коммунального хозяйства, сейчас - вопрос здравоохранения, следующий - образования.

- Астанчане сейчас очень активны, в том числе в социальных сетях, не боитесь ли вы утонуть в жалобах и обращениях?

- Поверьте мне, в любом регионе, в любом городе, областного или республиканского значения, имеются проблемы, и их не меньше, чем в Астане. Дело лишь в том, готова ли власть слушать? Мы были готовы к большому количеству обращений. А как иначе? Мы же не можем консервировать эти проблемы. Тенденция на открытость Астаны была обозначена еще до прихода Асета Исекешева. На сайте astana.gov.kz была открыта рубрика «Общественный контроль», создано приложение «Smart Astana» с разделом, куда можно отправлять пожелания и обращения. Мы лишь продолжили это направление. Решать каждую проблему отдельно, к сожалению, не получится. У нас есть бюджет, у города есть стратегия развития. Исходя из этого, мы и раскладываем по полочкам обращения, пожелания и просьбы граждан.

- Сколько обращений, жалоб и просьб Вы уже обработали?

- Если говорить в общем, то обращений достаточно много. Есть центральная служба «109» при аппарате акима. В прошлом году поступило порядка 350 тысяч голосовых обращений в call-центр. В этом году за первые три месяца обработано свыше 200 тысяч. Если такой темп будет сохраняться, то к концу года мы будем иметь все 800 тысяч. После каждого общественного слушания мы получаем приблизительно от 500 до 1000 обращений, они более системные. Если в «109» в основном обращаются с тем, что прорвало трубу или нет света, то в рамках общественных слушаний граждане выражают свои пожелания: так было бы лучше, удобнее. Например, запустить такой-то маршрут, потому что ближайшая остановка очень далеко. Если говорить о мониторинге социальных сетей, то Астану ежемесячно упоминают порядка 25 тысяч пользователей в комментариях, в постах. Таких служб у нас много, я не могу сейчас сказать, в каком количестве у нас приходят письменные обращения, есть обращения, которые приходят через портал eGov, на портале акима.

- Как Вы можете описать социальные настроения жителей города?

- Все зависит от сезона. Зимой любимой темой астанчан была уборка снега. Жители говорят, что во времена Имеке, ласково называя Имангали Тасмагамбетова, было лучше. Возможно. Но я знаю внутреннюю кухню Астаны, могу сказать, что те службы, которые занимались уборкой снега и при Имангали Тасмагамбетове, и Адильбеке Джаксыбекове, и Асете Исекешеве, одни и те же. Просто город растет неимоверно: территорий, жителей, машин становится больше, и нагрузка на коммунальные службы растет.

Многие астанчане не подозревают о том, что территорию у дома должны убирать КСК. А КСК - это не акиматовская организация. Например, в супермаркете вы купили колбасу, а дома обнаружили, что она испорченная, вы ведь с чеком не идете в акимат с требованием вернуть деньги. Акимат не имеет ни юридических, ни каких-либо других оснований вмешиваться в деятельность частных организаций. Неубранный снег КСК приходится убирать городским службам, потому что это социальный вопрос, иначе жители не могут выехать, начинаются подтопления. Это все дополнительные расходы, а значит, мы не сможем направить эти деньги на более важные вещи: на школу, на садик, на больницу. Когда начали углубляться в эту проблему, обнаружили много моментов и решили создать программу е-КСК, которая в электронном формате позволяет взаимодействовать жильцам со своими КСК, управляющими компаниями.

Отдельно люди жаловались на поборы в школах. После этого мы создали комиссию, которая разработала регламент работы, алгоритм действий. Часто поднимаются вопросы здравоохранения: не вовремя приезжает скорая, не отвечают на звонки, низкое качество медицины. Поднимаются проблемы этики: мусор выкинули, плюнули, машину не там припарковали. В декабре начали активно жаловаться на функционирование железнодорожного вокзала Астаны: парковка всегда забита, девушки легкого поведения, квартирные бюро и вся эта криминогенная обстановка - горожане просили навести порядок. На тот момент привокзальная площадь и весь вокзал находились на балансе КТЖ. По соглашению, акимат, не сам вокзал, а именно привокзальную площадь, взял на свой баланс: то есть осуществляет уборку снега, действует платная и бесплатная парковки, разобрались с квартирными бюро, выдворили тех, у кого не было документов, местная полицейская служба усилила свою работу. В общем, какой-то комфорт уже появился.

Сейчас всплывают вопросы, связанные с подготовкой детей к ЕНТ, распределением очереди в детсады. Когда в городе стоял смог, люди очень сильно интересовались темой экологии. Относительно этого тоже было большое экспертное совещание, было решено, что у Астаны будет своя собственная стратегия, как быть экологичным городом.

Общественный транспорт, внедрение односторонних улиц, увеличение количества автобусных полос вызывает недопонимание у населения. С одной стороны их жизненно необходимо внедрять для того, чтобы город разгружать и иметь хоть какой-то запас для трафика, с другой стороны - нужно учитывать особенности зимнего города. Здесь каждый хочет передвигаться на личном транспорте, потому что ходить зимой по городу неудобно. Есть предприниматели, которые готовы ставить теплые павильоны. У Астаны в них очень высокая потребность, поскольку зимой действительно ждать автобус даже 15 минут - это уже проблема. Поэтому рядом с социальными объектами будут установлены порядка 200 павильонов по ГЧП.

Очень часто жалуются, что на определенных территориях Астаны дети не могут просто выйти и поиграть вечером в футбол, тогда как в центре, на левом берегу созданы все условия, а ведь все живут в едином городе.

Либо ливневая канализация. Действительно актуальный вопрос, сейчас уже ведется работа по налаживанию системы ливневой канализации. Но нужно понимать, что из-за вселенского скандала, который устраивается, когда город топит три-четыре раза в году, мы упускаем более важные вещи для развития города. Я не спорю, ливневые канализации нужны, но должен быть поэтапный план. Мы не можем все деньги сейчас бросить на них. Это колоссальные деньги, ни один город в мире не может себе этого позволить. Мой призыв к каждому астанчанину, гостю города детальнее изучать проблемы, читать новости немного глубже заголовков. К сожалению, сейчас есть манипулирование, интересный заголовок является инфоповодом. Дочитайте новость до конца, перепроверьте ее. Журналисты очень часто гонятся за трафиком.

null 

- Астанчане, скорее всего, не только жалуются, но и предлагают?

- Есть ребята, которые предлагают задействовать школы по организации досуга. В вечернее время спортзалы пустуют, жители предлагают платить школам за аренду. Так она будет иметь бюджет на поддержание инфраструктуры, закупки инвентаря и так далее, и в вечернее время население будет заниматься своим здоровьем.

Есть люди, которые предлагают создать питомники для брошенных домашних животных. Сейчас этот проект рассматриваем.

На базе Центра урбанистики Астаны разрабатывается проект 10 общественных пространств, куда можно сходить погулять не только летом, но и осенью, и зимой. Это даст толчок и развитию бизнеса. Возьмем пример набережной, как только люди начали гулять, проводить свое вечернее время, появился бизнес: продают кофе, сладкую вату.

- В СМИ сообщалось, что одно из этих пространств может появиться на улице Бейбитшилик, где передвигаться смогут только пешеходы, велосипедисты и автобусы. Не все жители поддержали идею. С тем, что это не самая подходящая для этого улица, согласился и почетный архитектор Казахстана Аманжол Чиканаев...

- Это предложение рассматривалось на заседании Градсовета. Мнений всегда будет много, найдутся те, кто будет критиковать и те, кто поддержит. Человек, который добился определенных целей в жизни, передвигается на личном автомобиле, а может и с личным водителем, никогда не поймет чаяния тех, кто идет на остановку пешком два или три квартала. А тротуары не убраны, не системны, просто-напросто неудобны. Город для пешеходов не создан. Соответственно, должны быть какие-то комплексные меры. Когда мы их озвучиваем, человек, который сидит в машине говорит: «Зачем? Давайте лучше парковки понастроим». А парковаться на самом деле негде. И вроде бы и тот прав, и этот. А есть еще велосипедисты, у которых в Астане вообще никаких прав нет, хотя они полноценные участники дорожного движения. И если возникает такой проект, он связан лишь с тем, что есть определенная потребность. Город должен определиться с приоритетами. Если мы город автомобилей, то нам нужно строить везде развязки, забыть про экологию, мобильность передвижений и общественный транспорт. Либо наоборот, тогда владелец машины, извини, будь добр плати в центре за парковку, испытывай трудности, вместо трех полос, у тебя будет одна. И здесь нужно учесть, что в одном автобусе едет 50 человек, а в одной машине - 2 человека. Вот вся разница для города. Кто прав, кто виноват, судить сложно, но система работает следующим образом: нужен приоритет.

Я могу достоверно сказать, что в Астане сейчас выстраивается приоритет от пешехода к владельцу личного транспорта. То есть, сначала пешеход, потом велосипедист, пользователь общественного транспорта и только потом учитывается мнение сидящих за рулем.

- А сами Вы ездите на автобусах?

- Я сам владелец автомобиля, я тоже чувствую эти проблемы, но если вы спросите у своих знакомых и друзей, кто пользуется автобусами, стало ли быстрее добираться во время часа пик по выделенной автобусной линии, я думаю, они ответят, что да. И это самое главное достижение. Мы должны сделать общественный транспорт удобным в этом городе, и тогда он станет «кровеносной системой». А количество автомобилей все равно будет расти, мы не сможем построить столько парковок и развязок. Но в любом случае перед внедрением проекта на улице Бейбитшилик, будут общественные слушания.

- Вы уже упомянули, что мониторите социальные сети. После опубликованного Вами поста в Фейсбуке о возможном новом здании ЦУМа, многие астанчане не одобрили его, так как это старая часть города, у которого есть своя история. Рассматривали ли вы эти мнения?

- Да, это все для этого и публикуется, чтобы знать, чего хотят жители. Вместе с тем, нужно понимать то, какие потребности есть. Здание ЦУМа частное, оно не принадлежит обществу, это не музей, там есть собственники, которые хотят извлекать определенные выгоды из этого помещения. Какой процент возмущающихся посещает его на самом деле? Я думаю, очень мало. На сегодняшний день, насколько мне известно, не все бутики работают. Конечно, я согласен с тем, что надо соблюдать архитектурный ансамбль, необходимо понимать, что это старый город, здесь история: перед Астаной здесь был Акмолинск, перед Акмолинском - Целиноград, и это достаточно богатая история. Но есть и прагматичные задачи, кто-то хочет получать прибыль, а это рабочие места, инфраструктура, возможно, на верхних этажах появятся мини-отели. Какой конкретно будет в итоге проект я, к сожалению, не знаю, но учет тех мнений я передал. Факт того, что мы обсуждаем это в социальных сетях, говорит, что нам интересно узнать мнение населения, а не просто принять решение в закрытом виде.

- Спасибо за беседу!

Сейчас читают